Вы, наверное, не поверите, но почти все нынешние беды Кировской области, если отбросить детали, можно довольно-таки точно описать простенькой формулой мультяшного Дяди Фёдора: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». Причём беда возникает даже не из-за отсутствия денег: до этого, как правило, просто не доходит, - но из-за изначально неверной постановки вопроса.
Почему, например, я не вижу будущего у наших Сказочных игр? Да потому и не вижу, что торговать ненужными сказками можно, лишь сначала эти ненужные сказки создав – и создав не абы как, а в масштабах, считай, приличного Диснейленда. Ибо иначе вместо бизнеса мы будем иметь художественную самодеятельность на рябовской лужайке, а вместо щедрых туристов – бесплатных зевак. То есть вопрос изначально поставлен так, что рано или поздно упрётся в деньги, которых у нас нет. А нужно – чтобы он упёрся в ненужное, которого у нас и без Сказочных игр навалом.
Великие мастера продавать всякие ненужности – наши соседи-китайцы. Они научились торговать даже онанизмом. Кроме шуток: в конце прошлого года у них прошёл первый открытый чемпионат страны по онанизму. Не буду вдаваться в подробности (их полно в интернете), уточню лишь, что ажиотаж вокруг состязаний оказался настолько велик, что строгие партийные руководители, оценив масштабы международного резонанса и суммы чистой прибыли, не только дали добро на регулярное проведение турнира, но и - в свете учения Мао - обосновали безусловную пользу онанизма для строителей Великого Китая.
Были свои умельцы и на Руси. Сегодня мало кто помнит, но в начале XIX века одной из главных прибыльных статей российского экспорта неожиданно стала пиявка – самая обычная деревенская hirudo officinalis. Так получилось: во Франции она куда-то вся вымерла, а лечить без неё тамошние эскулапы не умели. В результате наши российские hirudinea, как было подсчитано, выпили больше французской крови, чем вся армия Наполеона пролила в Бородинском сражении. А купцы – безо всяких на то допзатрат – пополнили свою мошну (и государеву казну) тысячами золотых монет.
Не перевелись сообразительные россияне и сегодня. Так, один мой знакомый, долгие годы беспонтово торговавший живописью на Московской, вдруг занялся производством художественных плёток. И ведь нет от клиентов отбоя! Причём не столько от любителей садо-мазо, сколько от преуспевающих бизнесменов, промеж которых, оказывается, есть нынче такая мода – держать на рабочем столе крутую плётку, чтоб подчинённые проникались. И, кстати, покупать ничего ненужного моему другу не пришлось: всё сырьё для своего рукоделия он изымает сугубо из мусорных баков.
И это тоже правильная постановка вопроса