Этот год начинался тревожно. В самый разгар рождественских каникул один за другим ушли из жизни два не последних в Архангельской области человека – бывший мэр Северодвинска, а потом областной министр Александр Беляев и полковник полиции, главный «силовой журналист» Поморья Андрей Китаев. Смерть первого была скоропостижной, на протокольном торжестве в кафе «Россиянка». Она же высветила очередной сонм проблем нашей медицины, кардиохирурги Первой городской шокировали общество, рассказав, чего им не хватает для спасения умирающих (однако отметим, что министр скончался ещё до приезда врачей) – нет стентов, лекарства и оборудование заказывают непрофессионалы и т.д. Руководство больницы вступило с ними в спор, из которого, как мы надеемся, родилась истина. Беляева же хоронил практически весь город, стабильный показатель масштаба личности ушедшего.

Вокруг смерти Андрея ходило много слухов и домыслов. Какие-то долги, подозрительные для его профессии связи, неконтакт с новым начальство УВД. Всё оказалось до банальности просто и страшно – мужчина сгорел на работе, выжег себе нервы и вышел в окно с восьмого этажа. Так бывает. К сожалению…

А потом сбылось моё главное пророчество. Год назад я предсказывал, что Михальчук не досидит в губернаторском кресле до конца срока. Так оно и получилось, сразу же за своим 55-летием «горе луковое» Архангельской области отправилось в бесславную отставку. Ещё я ставил 8 к 2, что на Илью Филипповича заведут уголовные дела. Не вышло. Хотя, кто знает, на тульского Дудку только сейчас открыли, а отрешён от должности он был ещё раньше.

В досрочную отставку Михальчук уходил с достоинством (впрочем, ему к этому не привыкать, ранее в Якутске чуть не посадили). Отходную устроил в пафосном «Боброffе». На прощание с бывшими подчинёнными попросил не держать на него зла – «всё, что делалось, было направлено на благо области». В нашем детском саду в таких случаях говорили – «наглости полные штаны». Откаты с лесозаготовок, о которых сообщали районные предприниматели – это благо?! Или наивная в своей провинциальной простоте Настя Старостина в ранге областного министра – подарок архангельским спортсменам? Чуть позже бывший Настин зам Коля Евменов  рассказывал каждому встречному-поперечному, что он-то сам умница и красавчик, во всём министерском бардаке и несуразице виновата исключительно губернаторская протеже. Вот «сик транзит глория мунди» по-поморски.

 В свою очередь отставник искренне считал, что его подставили, не правильно поняли, оболгали журналисты типа Чертока и ему подобных, так мне передали его слова. Ну, а почти 30 миллиардов долга федеральному бюджету и последние места, которые Архангельская область при Михальчуке занимала в рейтинге регионов, это так - досадные промахи. «Хотел, как лучше, но получилось, как в Якутске».

Мы долго и бесполезно гадали, кого пришлют на смену. Слышал, что предложения поступали старым матёрым архангелогородцам – Вешнякову и Малакову. Якобы первый, посол в Латвии, чуть не расплакался – «за какие грехи?». Второй посчитал себя недостойным такой высокой чести и успокоился в должности заместителя министра культуры (ещё одна загадка кремлёвской кадровой политики). Из молодых (относительно) рассматривались кандидатуры тогдашнего губернаторского зама Александра Дементьева (ничем особо не выделявшегося) и Золотой белочки САФУ Елены Кудряшовой (свят-свят-свят). Прямо скажем, богатство выбора не наблюдается. В итоге к нам приехал корабел Орлов из Калининграда…

К сожалению, согласен с коллегой Азовским – каждый новый наш губернатор на поверку оказывается изрядно хуже предыдущего. В ситуации, когда нам их назначают, у людей возникает депрессия – «мы винтики, от которых ничего не зависит, с которыми никто не считается»…

…Будем откровенны сами с собой - сколько бы было шансов победить на прямых губернаторских выборах в Архангельской области у уважаемого и интеллигентного корабела Орлова? Ни до фига, прямо скажем, после «якутской истории» народ наш крайне подозрителен к варягам. Посему возникают вопросы – зачем и кем он к нам поставлен, они же рождают подозрения… ну, и так далее.

Это цитата из меня, любимого, Итоги недели от 22.01.2012 г. Недобрые предчувствия быстро стали сбываться. Уже на первой своей встречи с трудящимися («Почта России») в ранге губернатора Игорь Анатольевич сыпал знакомыми с горбачёвских времён «усилить» и «углУбить». Возникал образ человека, попавшего абсолютно не на своё место и копирующего всех подряд без особого разбора. Главное, почаще надувать щёки и насупливать брови. Вкупе с бородой весьма грозно смотрится…

Дальше был исакогорский пожар, первое серьёзное испытание для нового главы. На пепелище Орлов клятвенно обещал погорельцам, что День народного единства они будут отмечать в новой квартире. Тогда в СМИ раздались робкие возгласы – «батенька, а вы не горячитесь такое обещать с нашими темпами строительства?». Жизнь доказала, что одного губернаторского слова для чуда мало – сроки сдачи сдвинуты на февраль, и то не факт. Общественность же весело пожелала Орлову или уйти в отставку, или застрелиться от стыда. Такая любоff…

Потом была отставка главного режиссёра театра по велению губернаторской супруги и предпоследнее место в рейтинге подготовки регионов к зиме. У меня нет впечатление от Орлова, что он записной двоечник, скорее, посредственность, что ещё грустнее для области. Недаром в одном из последних материалов, посвященных жалкой попытке перевести аэропорт «Талаги» из федеральной собственности в областную, от чего за версту тянет мелким жульничеством, мы призываем Михальчука вернуться на месячишко в Архангельск дать мастер-класс приемнику, как действовать с размахом. Это ж надо было нас довести, ни у каждого получится…

Мой прогноз: Судьба (и свобода) Михальчука сейчас напрямую зависит от того, как будут развиваться события вокруг его покровителя Говоруна. Будут сажать бывшего министра – могут дёрнуть и за эту веревочку. Что касается Орлова, то этот хомут будет висеть на шее области (на нашей с вами) до губернаторских выборов. На которых я ему не дам и 5 процентов из 100. В то, что люди могут кардинально меняться в его возрасте, тем более, в лучшую сторону, я не верю категорически (по себе сужу). Неплохо бы приблизить светлый день, вот над чем надо работать…

4 марта параллельно с президентскими в Архангельске прошли выборы городского главы. Самые спокойные на моей памяти, а она (память моя) на такие дела дюже богатая. Не было ни забитых почтовых ящиков, которые так и хочется поджечь, ни загаженных листовками полов в подъездах, ни потоков компромата, льющихся отовсюду, что не открой или не включи. Прорывалась в город какая-то «Газель», забитая похабенью с броским названием «Жизнь замечательных б…ей», но и её вовремя перехватили на самых подступах. Известно, кто заказывал, кто посылал и кто встречал, но чего уж теперь… дело прошлое.

Впрочем, спокойными эти выборы сделало снятие самых шумных и скандальных кандидатов – Донского, Базанову, Белокоровина, их списки завернул избирком. По закону самовыдвиженцы должны собрать два процента подписей реальных избирателей в поддержку своей кандидатуры (в архангельском выражении это примерно пять с половиной тысяч). Достаточно проблематично, особенно в сжатые сроки, не имея хорошо заранее хорошо подготовленных и организованных групп. Но кто загнал их в такие жёсткие временные рамки? Белокоровин, например, сам себя, переписывая заявление в избирком – то он партийный, то беспартийный. Отсюда и накладки за недостатком времени на инструктаж. Например, один из его сборщиков хвастался, что просто прошёлся по Центральному рынку, где сам чем-то торгует, и коллеги по прилавку не отказали ему в такой малости. Как же он был удивлен, что подобный метод запрещён законом – нельзя собирать подписи на своём рабочем месте, ему это впопыхах не объяснили. И кто виноват, неужто Павленко, который в итоге и стал мэром?

К тому же выяснилось, к моему удивлению, что Эрнеста Анатольевича не очень-то и знают на уровне всего города. Зато многие помнят прибандиченного барыгу Эрика из 90-х, залившего столицу Поморья дешёвым спиртом, который продавался, чуть ли, не на разлив, невзирая на время суток и возраст клиента. Помните поговорку – «береги честь смолоду»? Она об этом. Два вторых фигуранта просто столкнулись с таким понятием, как «ваше время прошло». На этот раз не было того протестного голосования, что четыре годы до этого вынесло Ларису Петровну на волне электорального успеха. Ну, а бывший мэр архангельский Александр Викторович в патриархальном сознании земляков успел превратиться окончательно превратиться в Саню Донса, порнографа и скандалиста, эротическую версию Древарха-Просветлённого. В избиркоме тоже живые люди работают, какого им было регистрировать документы генерального директора Московского Музея секса?..

Мой прогноз: Похоже, наш Архангельск в очередной раз впал в губернаторскую немилость, у него снова пытаются отобрать деньги. И противостоять этому в первых рядах будет никто иной как мэр Павленко. Может и не идеальный вариант (а они есть?), но наш. И он работает, а вы на него ругаетесь. Мне кажется, что больше по привычке. Кстати, и ему тоже…

Когда-то, не так давно, мне казалось, что гражданское общество Поморья начинает просыпаться от вечной спячки – предпосылки были видны во время «революции врачей». Да, проснулось, сладко зевнуло и закемарило опять, поддержки московскому оппозиционному движению в Архангельске, считай, что не было.

Ладно бы люди работали, и им не до чего. Буквально вчера смотрел сюжет из Калуги. Замухрышкой была – куда там Архангельску, тоже ни грамма нефти, ни пробирки газа. А теперь там клепают иномарки по 130 тысяч в год, плюс иная отвёрточная сборка. Задействованы местные руки (и головы), их счёт идёт на десятки тысяч. И это только непосредственно на производстве, а есть ещё сопутствующая инфраструктура, априори более разветвлённая и ресурсоёмкая.

У нас же в это время Штокман, на который возлагал надежды каждый посидевший на Поморье губернатор (потому что почти халява, посланная нам небесами), в этом году был заморожен. Выяснилось, что там такие расходы, что ни «Газпрому» не потянуть, ни триумвирату с французами и норвежцами.  Именно Архангельская область последние годы позиционировала себя как один из участников реализации масштабного проекта, способный обеспечить Штокман кадрами и создать перевалочную базу для разработчиков месторождения. Ожидалось, что благодаря проекту заказы получит и крупнейшее предприятие региона - Севмаш. Однако именно с его детищем – нефтяной платформой «Приразломная» на первой же настоящей вахте начались серьёзные проблемы.

Этой осенью генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель признался, что российская промышленность не готова к выпуску оборудования, необходимого для разработки шельфовых месторождений. Руководитель ведущего шельфового подразделения Газпрома вынужден был констатировать, что Россия зависит от иностранных поставщиков оборудования и технологий. В качестве яркого примера неспособности российских предприятий производить такое оборудование он привёл именно платформу «Приразломная». Оказывается, в процессе её постройки у Севмаша были большие проблемы. В настоящее время платформа отбуксирована на одноименное месторождение в Печорском море. Однако она до сих пор стоит без дела. Ожидается, что добыча начнётся не раньше осени 2013 года. То есть, для войны мы, худо-бедно, что-то делаем, правда, в сроки не укладываемся и сдаём приёмной комиссии не с первого раза, в для мирного труда – никак…

Мой прогноз: В который раз повторяю – без собственного наукоёмкого производства наша область так и будет придатком «Звёздочки» и «Плесецка». Как минимум, в представлении руководителей страны, которые просто не понимают, зачем двум небольшим объектам ВПК нужно масштабное жилищное строительство, на которое всё время просят деньги. Тот из губернаторов, кто это поймёт и сдвинет дело с мёртвой точки, навсегда занесёт своё имя в золотые скрижали архангельской историографии. То, что там будет стоять фамилия «Орлов», я не верю. Тогда кто? Интрига…