Критики запрета на усыновление российских сирот американцами фокусируют все внимание на государственных органах, принявших такое решение. И создается представление, что корень зла в Путине и депутатах. Отсюда простое политическое решение, предлагаемое оппозицией: «Долой Путина!» Отсюда и акции за отставку Думы, сбор подписей с таким воззванием, призыв к американцам расширить «список Магницкого» включением в него всех депутатов, голосовавших «за», и президента РФ Путина. Это типичное проявление политического романтизма, являющегося разновидностью политической наивности.
А суть социологического реализма в мысли Гегеля: каждый народ достоин своего правителя. И, если следовать этой логике, то примерно половину россиян надо включить в «список Магницкого».
Как показал опрос, проведенный ФОМ в декабре 2012 г., запрет на усыновление российских сирот американцами поддерживают 56% опрошенных, против – 21%, а 44% ответивших не определились с позицией.
Разумеется, опросы не могут дать точной картины по проблеме, которая для многих неясна. Но общий расклад виден. Наш народ вполне достоин и своей Думы, и своего президента.
Как и по многим иным вопросам, в этом случае четко обозначается раскол на «патриотов» и «либералов-космополитов. И первые представляют собой большинство, хотя вторые – вполне заметное меньшинство.
Как в данном случае смотрится социальный портрет «патриотов» (поддерживающих запрет)? Самые заметные категории – люди старше 60 лет (62% из них за), имеющие образование не выше среднего общего (63%), жители сел, поселков городского типа и малых городов (63%), а также те, кто имеет относительно низкий доход (до 9 тыс. руб. в месяц).
Какие аргументы стоят за позицией «патриотов»? «Американцы грубо, жестоко относятся к усыновленным российским детям» - 21% респондентов, поддержавших запрет. Вот конкретные высказывания этой категории: «Американцы замечены в особо грубом отношении к тем детям, которых усыновляют»«да там их бьют, спускают с лестницы, потом говорят, что дети сами упали»«жестокость сильно развита в США к детям»«много было случаев плохого, жестокого обращения с нашими сиротами»«нечеловеческое отношение к детям»«там их мучают».
«Много усыновленных российских детей погибли в США» - 9% сторонников («Большинство детей погибают за границей»«очень много детей погибли в США»«постоянно погибают дети в Америке»«19 детей там уже погибли»«слишком много смертей среди детей, усыновленных гражданами США»).
«Россия – родина этих детей, дома лучше, привычнее» - 7%.
«Это наши дети, нельзя их отдавать, это наше будущее» - 5%( «Вдруг гения отдадут?»«даже в войну детей не отдавали в другую страну»«дети- не товар, это будущее страны»«нельзя отдавать своих граждан»«нельзя разбрасываться своим генофондом»«это российские дети - и мы должны за них отвечать»).
Как видим, «патриоты» рассуждают в терминах гуманизма, который опирается на результаты телевизионных кампаний, которые раз за разом акцентировали внимание на жестокости американских приемных родителей, но оставляли в тени вопрос о положении в наших детских домах, о судьбе усыновленных в России, о перспективах усыновления на родине.
Если исходить исключительно из интересов детей, то патриотическая позиция размывается: 53% ответивших россиян считают, что шансы сирот на жизненный успех не зависят от гражданства усыновителей. Этот вопрос наводит на мысль, что за позицией «патриотов» стоит не столько забота о детях, сколько «за державу обидно». Но это лишь гипотеза, которую по имеющимся данным не проверить.
Социальный портрет противников запрета выглядит иначе, хотя стандартные его индикаторы в этом случае не столь жестко привязаны к позиции (это более разнородная общность): наиболее заметная категория – молодые люди с высшим образованием (39% из них против), имеющие месячный доход свыше 20 тыс. руб., жители городов-миллионников (34%), москвичи – 32%, люди среднего возраста с высшим образованием (29%), жители городов с населением от 250 тыс. до 1 млн чел. (27%).
Аргументы противников запрета менее консолидированы. Суждение «Дети должны жить в семье, а в России мало желающих усыновить ребенка» - самая распространенная аргументация, собравшая лишь 6%, «Хорошие и плохие усыновители есть и в США, и в России» - 4%.
Опрос на тему усыновления российских сирот иностранцами проводился два раза: в 1998 и 2012 гг. Сравнение данных показывает четкую тенденцию усиления позиций «патриотов»: доля поддерживающих предложение облегчить усыновление сирот иностранцами упала с 50 до 11%, а сторонников ужесточения выросла с 23 до 53%.
См. статистические подробности здесь:
http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/1