У нас каждый год – год кино. В том смысле, что мы постоянно ждём идеального фильма, соответствующего трём основным категориям успеха: а) рекордные кассовые сборы; б) восторженная критика; в) водопад фестивальных призов. Пока не срастается, уходящий год не исключение. Что ж, будем терпеливо ждать. И смотреть…

Одна из первых ожидаемых премьер 2012 года – «Август восьмого». Режиссёр – Джаник Файзиев, один из редких в нашем кинематографе специалистов по блокбастерам. На экране – Максим Матвеев (тот самый муж Лизы Боярской) в образе крутого спецназовца; Светлана Иванова, актриса с внешностью вечного подростка и творческим диапазоном от хиппушки («Дом Солнца») до боевой ведьмы («Тёмный мир»); Егор Бероев, этнический осетин (по дедушке), у него в фильме много личного. Даже в ролях второго плана Алексей Гуськов, Владимир Вдовиченко, Сергей Газзаров, сам Гоша Куценко чуть ли не в эпизоде. Ну, что ещё надо?

Нужен крепкий сюжет. И он есть, причём «трёхлинейный». Первая линия – война в Южной Осетии, показанная в разных масштабах - от заседаний штаба Главковерха до боестолкновений местного значения. Правда, свежей эту тему язык не поворачивается назвать, как я помню, американцы уже в сентябре 91-го приехали в Москву снимать кино про наш августовский путч. Вторая линия – мать, тигрицей бросающаяся на выручку сыну, нежданно-негаданно оказавшемуся в самом центре военного конфликта. Героиня Ивановой при её субтильной внешности ставит на уши всех, кто попадается ей под руку – от штаба российских миротворцев до группировки грузинских войск. И в это веришь, наши мамы такие, только на себя и рассчитывают. Третья линия – война глазами ребёнка, воспринимающего происходящей кошмар, устроенный взрослыми, через призму любимых им Трансформеров. Неплохая находка, между прочим.

В общем, получилось крепкое приключенческое кино, редкий жанр на отечественном экране. Из явных плюсов – в фильме практически нет плохих грузин, которым просто не повезло с президентом, есть плохие танки американского производства и перебегающие снайперы без лиц. Из явных минусов - кино оставляет после себя ощущение одноразовости, как покетбук в мягкой обложке – посмотрел и выбросил из головы. Наверное, потому, что у нас давно снят фильм о войне глазами подростка – «Иваново детство» называется, Тарковский его автор. Кино, на котором седеешь…

Вторая громкая премьера года пришлась аккурат на День победы. Ожидался ремейк черно-белой картины 60-х годов «Третий тайм», рассказывающий о подвиге киевских футболистов, разгромивших немецкую команду, и за это расстрелянных. На самом деле, в жизни всё было круче, команда, собранная в основном из вчерашних военнопленных, планомерно громила всех выставляемых против неё соперников. И расстреливали не за футбольные победы, а уже за другие проступки в лагере, кто-то даже выжил. Но это кино…

Несомненный плюс картины – в ней показана именно КОМАНДА, что невероятно актуально на фоне сегодняшних антиподвигов наших футболистов (видимо, игроки сборной России не удосужились посмотреть «Матч» перед выездом на Чемпионат Европы). Только так можно победить и игре, и в войне.

Спорный момент картины – украинцы, изображённые российским режиссёром Андреем Малюковым. По фильму получается, что там одни антисемиты и пособники фашистам, что неверно в принципе (не зря Министерство культуры Украины не выдало «Матчу» прокатную лицензию). Если говорить об исторической правде, то нужно разбирать дилемму между большим и малым злом, но это полноценная вторая серия и совсем не про спорт. Да и немцы показаны излишне примитивно, до карикатурности, с детства таких в кино не встречал.

Минусы – уже приевшаяся сладкая парочка Сергей Безруков и Елизавета Боярская (та самая жена Макса Матвеева). Всё время путался, кто там на воротах стоит – то ли Саша Белый, то ли Серёжа Есенин. С женскими образами вообще в картине не сложилось, остаётся впечатление, что все киевлянки сексуально, пусть и без особой охоты, обслуживали фашистов и предателей из своих. Хоть бы одну честную медсестру вставили, право слово…

В целом же фильм захватывает, местами до комка в горле.

Любителям ужастиков советую уделить внимание ленте «Камень». Я не любитель, и то досмотрел до конца с интересом. Прежде всего, из-за актуальности главной сюжетной линии: герой фильма, именующий себя Камнем, похищает сына человека, с которым они подростками сбежали из детского приюта, и тот его предал. Параллельно мстит тем взрослым, которые испортили ему его собственное детство.

Я не знаю, много ли в Америке высокоинтеллектуальных гурманов-каннибалов, чей образ виртуозно выведен в «Молчании ягнят». Зато в России проблемы детских домов на одном из первых мест. И не только из-за своей перенаселённости, детишки там попадаются тоже не подарок. Не так давно московский бомонд поразила история мучений известной актрисы Евдокии Германовой с приёмным сыном, постоянно пытавшимся её прирезать. Как выяснили психологи, у мальчика серьёзная наследственная психопатия, усугублённая навязчивой  тягой к холодному оружию, оказывается, в природе встречается и такое. А вдруг подобный экземпляр затаится, вырастет, разбогатеет, и начнёт воплощать в жизнь свои больные фантазии? Что, страшно? То-то…

Конечно, фильм не без огрехов. Например, проститутка разового пользования, упорно набивающаяся к Камню в подруги жизни. Ужасно непрофессионально. Мало того, эта жрица любви настолько покорно воспринимает присутствие мальчика, находящегося с суровым дядей явно не по своей воли, что мне до самого конца казалось, что это внедрённый сотрудник органов, решивший для достоверности заняться с подозреваемым ураганным сексом. Думал – как сейчас рванёт табельный «Макаров» из стрингов… не срослось. Не люблю на экране секс ради секса, висящее ружьё должно в конце выстрелить. Впрочем, есть зрители, которым фильм – не фильм без постельных сцен.

Приятно удивила Авдотья Смирнова (в замужестве Чубайс), набирающая обороты, как режиссёр, из картины в картину. Сняла фильм с дурацким названием «Кококо», где наотмашь уделала всех, кто ей чужд по жизни – и излишне либеральную интеллигенцию, пытающуюся загладить свою историческую вину перед народом, и излишне навязчивую провинцию, которую только пусти в дом, потом дустом не вытравишь. Представительница первой достала всех своей заботой (спасённый ей от туберкулёза алеут в итоге загнулся от дармового алкоголизма), запустила дом, ходит на пикеты внесистемной оппозиции и спит с бывшим мужем, противной занудой, потому что… никто, кроме него, её не хочет. Представительница второй проявляет чудеса выживаемости, коммуникабельности и хозяйственности, а так же спит с  бывшим мужем первой, потому что… никому не может отказать.

Всё это преподносится без пошлости и с юмором, смотрится легко. Кому-то фильм будет интересен диковинными персонажами, которых он в своей жизни не встречал и вряд ли встретит, а кому-то наоборот, именно их узнаваемостью. Я в числе последних.

И, наконец, бесспорный лидер российского кино 2012 года (с точки зрения автора) – лирическая, местами грустная, но всё же комедия «Мамы». Сотканная из нескольких новелл, снятых преимущественно режиссёрами с армянскими фамилиями (назад в СССР!), картина оставляет в душе светлый след. Лучший социальный ролик на тему «Позвоните маме!», разве что полнометражный. О чём, рассказывать не буду, не хочу перебивать вкус.

В этом обзоре я не затронул такие фильмы, как «Шапито-шоу» (авторское кино на любителя и знатока, кто хотел – давно посмотрел без подсказки) или «Москва-2017» (выключил через 15 минут, даже писать противно). Да, «бомб» не было, что огорчает. Как огорчают и перспективы на будущий год – по имеющимся сведениям к выпуску в прокат готовятся ремейки «Кавказской пленницы» (не Гайдай) и «Джентльменов удачи» (без Леонова, Вицина и Крамарова), а так же новый вариант классических «Трёх мушкетёров» в прочтении Сергея Жигунова. Вам тоже хочется застрелиться, как и мне?

Но будем надеяться, и будем смотреть…