«Три дела, однажды начавши, трудно кончить», – написал сто семьдесят лет тому назад в своих «Плодах раздумья» Козьма Прутков и – во избежание разночтений – то­гда же, не мешкая, их все и перечислил: а) вкушать хорошую пи­щу;  б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется. Сегодня, явись Козьма Петрович меж нас, он, думаю, обязательно внёс бы в своё речение одну маленькую, но актуальную коррективу. «Четыре, – написал бы он. – Четыре дела, однажды начавши, трудно кончить». И – опять-таки, не мешкая, – дополнил свой перечень пунктом г): «рассуждать об устранении административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории Кировской области».

О том, что без ликвидации административных барьеров нормальные инвестиционные методы попросту бессмысленны, в Европе догадались ещё в 80-е го­ды, из которых, собственно, сей незамысловатый термин и шагнул в нашу российскую современность. В Кирове «барьерная» тема с наибольшей интенсивностью дискутировалась в пятилетку приволжского полпредства Сергея Кириенко, однако до каких-либо конкретных решений дело тогда, помнится, не дошло. Тем более что, как выяснилось, просто так ликвидировать административные барьеры административными методами не так-то и просто, потому как если без ликвидации административных барьеров попросту немыслимы инвестиционные методы, то с ликвидацией этих барьеров попросту немыслимы уже методы административные.

Дискуссии, естественно, на этом не закончились, лишь плавно перекочевав – по подведомственности – из открытых аудиторий в надёжно охраняемые административные здания, на заседания ведомственных коллегий и межведомственных комиссий, а также рабочих групп по вопросам дебюрократизации процедуры прохождения предлагаемого субъектом предпринимательской деятельности инвестиционного проекта на всех уровнях власти, оптимизации сроков предоставления государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти региона или муниципальных образований и минимизации ситуаций отказа по формальным причинам по истечении срока предоставления государственной услуги. Причём – в отличие от архаичных прутковских «трёх дел», которые «кончить трудно», но всё-таки можно, кончить четвёртое дело, похоже, уже категорически нельзя.

Почему? Да хотя бы потому, что межведомственная комиссия по устранению административных барьеров и есть тот самый административный барьер, устранение которого административными методами приведёт к ликвидации межведомственной комиссии по устранению административных барьеров, которая и есть тот самый административный барьер, устранение которого.