Кое-что разъяснила руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега). По её словам, Минобрнауки предлагает, в частности, внести изменения в статью 16 закона о свободе совести.
«Суть поправки заключается в том, что богослужения и религиозные обряды могут проводиться в зданиях религиозного назначения, расположенных на территории государственных образовательных учреждений, а также в помещениях, которые специально выделяет администрация организации по просьбе учащихся и их родителей», - сообщила представительница РПЦ.
При этом она отметила, что речь идёт о передаче церковных зданий, которые были построены ещё в дореволюционное время и в настоящее время используются государственными образовательными учреждениями. По словам Чернеги, в этих зданиях могут быть возобновлены и проводиться богослужения.
В качестве примера инокиня привела домовый храм Святой мученицы Татианы, относящийся к МГУ, в котором в последнее время располагается Патриаршее подворье и регулярно совершаются богослужения. То есть, речь идёт об использовании культовых зданий по их целевому первоначальному назначению. Аналогичная практика уже давно существует в России в отношении больниц, тюрем, детских домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов и других подобных учреждений.
Вот тут лично у меня начинают возникать некие сомнения. Всё-таки больницы, дома инвалидов и, тем более, тюрьма – учреждения особые, располагающие к переосмыслению и покаянию. Да и в университетах учатся в том возрасте, когда появляется некий жизненный стержень, убеждённость в правильности выбранного пути, в чём не повредит духовная подпитка. После 20-ти, особенно в наше время, молодые люди в основной массе определяются в своих отношениях с религией - верующие они, агностики или атеисты. В школе же мы имеем дело с пластилином. Материал сей настолько податлив, что можно по неосторожности слепить совсем не то, что задумывалось – вместо скромного раба Божьего воинствующего клирика, типа «православных хоругвеносцев», у которых основной аргумент в спорах кулак плюс большая националистическая составляющая. Или другая крайность – воинствующего атеиста. Из тех детей, которым не повезло с наставником, и которые возненавидели навязываемый им Закон Божий хуже алгебры…
Насколько я понимаю, поправка о «молельных комнатах» будет распространяться на все общеобразовательные учреждения Российской Федерации. Не сомневаюсь, что её с воодушевлением встретят во всех мусульманских республиках, особенно, кавказских. А вот аналогичные комнаты для православных там будут пустовать. Как и комнаты для мусульман в русских школах. По одной на всех причине – из банального чувства самосохранения, нежелания выделяться. А иудеям так вообще особая комната не нужна, они могут молиться в душе, не привлекая внимания, Тора это допускает.
Но главная засада в том, что кое-кто из детей, оказавшись в дружном коллективе представителей другой конфессии, может под влиянием друзей принять их религию из банального и объяснимого желания не становится белой вороной и не выпасть из общей тусовки. Представляете, какие за этим последуют семейные трагедии?
Если же говорить об культовых зданиях, находящихся на территориях учебных учреждений, тут надо прямо сказать – МГУ повезло с его историей. А, например, ВГИКу нет, кинематограф пришёл в Россию почти параллельно с тотальным безбожием. Получается, одним студентам есть, где молиться без отрыва от учебного процесса, а другие так походят? Неравенство налицо. Наверное, ещё остались в России школы с дореволюционным прошлым, в которых до 17-го года существовали комнаты для молитв. Но сколько их в масштабе огромной страны?
Я остаюсь при своём мнении – школа и религия должны быть максимально разнесены в пространстве и во времени. Тем более что я пока не встретил ни одного положительного отзыва о преподавании предмета «Основы православия». Надеюсь, у думских сидельцев мудрости хватит хотя бы на это.
Если уж на что-то более нужное её не хватает…