«В учреждениях здравоохранения Архангельской области в связи с переходом в 2012 году муниципальных учреждений здравоохранения на областной уровень министром здравоохранения Архангельской области Ларисой Ивановной Меньшиковой были уволены некоторые главные врачи.

Расторжение трудовых договоров с главными врачами по основанию смены собственника имущества (смены учредителя некоммерческой организации) незаконно по следующим основаниям.

1. Работодателем главного врача является не частный предприниматель, который занимается предпринимательской деятельностью на свой страх и риск и должен эффективно использовать имущественный комплекс (медицинская организация не является предприятием) для извлечения прибыли, а государственный чиновник, который не имеет права действовать безмотивно и, таким образом, хотя и имеется правовая норма, позволяющая уволить руководителя организации безмотивно, но воспользоваться данной правовой нормой региональный министр не вправе. Правовая новелла о смене руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера была введена для защиты интересов частного собственника, хозяина бизнеса, которому, чтобы обезопасить себя, как хозяйствующего субъекта на ключевые должности в принадлежащей ему организации необходимо поставить лично преданных ему людей. 

Только такое правоприменение соответствует целям законодателя при анализе правовых норм п. 4 ч. 1 ст. 81, п. 2 ст. 278 ТК РФ. А министру увольнять главного врача без указания мотивов законодателем право не предоставлено. Министр здравоохранения обязан действовать в интересах населения. На примере Архангельской области мы видим, сколь гигантскими становятся масштабы коррупции при неправильном толковании законодательства правоприменителями. Ссылаются на то, что законодатель не ограничил применение правовых норм формой собственности. Однако в данном случае правоприменение ограничено совершенно другим фактором.

2. Министр здравоохранения Архангельской области Лариса Ивановна Меньшикова мотивирует своё решение о расторжении трудовых договоров с главными врачами ЛПУ по причине их неэффективности как организаторов здравоохранения, медицинских менеджеров. По мнению министра, уволенные главные врачи не соответствуют новому времени, которое "... требует и новых подходов к организации медицинской помощи, к управлению медучреждением". Но применённая норма не требует мотивирования увольнения руководителя организации.

А если работодатель мотивирует увольнение, то для расторжения трудового договора он обязан применить соответствующую правовую норму, например, п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при наличии необоснованного решения руководителя организации.

3. Руководитель регионального здравоохранения не является для главного врача новым руководителем. Если к деятельности главного врача имелись какие-либо претензии, то у начальника департамента были все возможности их выразить и документально оформить. А в дальнейшем уволить главного врача обоснованно, а не по негодному основанию. Выходит так, что человек долгое время работал, со своими обязанностями справлялся успешно, но был уволен, потому что, если его не уволить, то снизиться качество оказания медицинской помощи населению. Непонятны основания для построения суждений, умозаключений министра. Дискриминация налицо.

4. Несостоятелен в рассматриваемой ситуации и тот аргумент, что подобное увольнение может быть обусловлено нарушением доверительных отношений между работодателем и руководителем организации. Отношения между соответствующими должностными лицами в данной сфере должны строиться не на взаимном доверии, а на точном и неуклонном соблюдении действующего законодательства.

Переход с муниципального на государственный уровень здравоохранения происходит по всей России. Фактически происходит не переход собственности на имущество, а смена работодателя на основании определённом законом. Поэтому нет оснований ущемлять трудовые права главных врачей - это тоже граждане РФ. Уголовная противоправность расторжения трудового договора с главными врачами очевидна. В данном случае министр здравоохранения Архангельской области Лариса Ивановна Меньшикова превысила должностные полномочия, а, следовательно, выполнила объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ. Умысел был направлен на злоупотребление должностными полномочиями, поэтому соответственно нужно квалифицировать совершённое министром здравоохранения Архангельской области Ларисой Ивановной Меньшиковой уголовно-правовое деяние ч. 2 ст. 285 УК РФ.

Сейчас передача муниципальных учреждений в региональную государственную собственность ещё только предстоит. Поэтому необходимо проинформировать всех о том, что безмотивное увольнение главного врача - тяжкое преступление. Правовая норма, например, п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предоставляет право реализовать полномочия. Но только в том случае, когда такие полномочия входят в компетенцию должностного лица, желающего их реализовать путём принятия решения. А если полномочия отсутствуют, то реализовать их нельзя. Превышение полномочий налицо. Если этого не сделать, то таких преступлений будет совершено множество, в каждом из которых потерпевшим будет не только главный врач, но и трудовой коллектив медицинской организации, как это произошло в Северодвинской городской больнице № 2 - был безмотивно уволен прекрасный медицинский организатор, заслуженный врач РФ Свиридов Виктор Викторович и на его защиту поднялся весь трудовой коллектив.

Также пострадавшим в каждом случае совершённого преступления является прикреплённое население. Следственные органы должны выявить реальную причину увольнения руководителя медицинской организации, весь масштаб преступных последствий (судя по всему, нарушенными оказались и другие федеральные законы), выявить не только исполнителя преступления, но и весь состав его соучастников (организатор, пособники).

ПРОСИМ:

Отстранить министра здравоохранения Архангельской области Меньшикову Ларису Ивановну от занимаемой должности;

Привлечь Меньшикову Ларису Ивановну к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 285 УК РФ.