Сегодня молодежный Интернет-журнал «Гражданин» города Йошкар-Олы провел «круглый стол» «Роль марийской интеллигенции в сохранении культуры народа мари» на котором присутствовали два министра Республики Марий Эл - Заместитель Главы Правительства Республики Марий Эл, Министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Михаил Васютин и Министр образования и науки Республики Марий Эл Галина Швецова.
Также активно участвовали представители общественной организации союза женщин мари «Саскавий», общественного фонда поддержи и развития гуманитарных связей родственных народов «Родо», региональной общественной организации самодеятельных авторов и исполнителей Республики Марий Эл «Югорно», общественной организации «Марий туныктышо» и гражданские активисты.
Я знаю, что Интернет-проект «7х7» зародился в городе Сыктывкар столице Республике Коми. Республика Коми это братский финно-угорский регион России нам жителям Республики Марий Эл. Поэтому не сомневаюсь, что нашим финно-угорским собратьям коми будет интересно узнавать о том, что происходит в национальной жизни народа мари ;)
Сам материал посвященный «круглому столу» «Роль марийской интеллигенции в сохранении культуры народа мари» выйдет в ближайшее время, а пока я хочу предложить ознакомиться с докладом с которым я выступила на мероприятии.
Проблемы интеллигенции вызывают повышенный интерес в современных обществоведческих науках. Это объясняется ролью, которую играет интеллигенция в жизни российского общества, его региональных и национальных образованиях. Интеллигенция является главным субъектом духовного производства - с помощью своих знаний, опыта вместе с другими социальными группами она добивается прогресса во всех сферах жизнедеятельности социума.
Российская интеллигенция многонациональна по своему составу и разнообразна по политическим взглядам и убеждениям. Мы остро и чувствительно относимся ко всем вопросам, касающимся национальной политики государства, сохранения наших языков, культуры и традиций. При этом стоит отдельно отметить, что интеллигенты коренных народов России, как правило, убежденные и последовательные федералисты.
Одним из значительных по численности отрядов национальной интеллигенции, если можно так выразиться, выступает национальная интеллигенция народа мари.
Образование марийского национального территориального субъекта в 1920 году определил процесс становления и развития марийской национальной интеллигенции в составе российской, наложил отпечаток на ее социальный и духовный облик, ценностные ориентации. В годы советской власти она выросла численно, сформировалась ее структура, возросла роль в жизни народов Марий Эл и Поволжья в целом. В условиях перестройки марийская национальная интеллигенция приняла активное участие в политических, социально-экономических и духовных преобразованиях общества. В ходе этих преобразований изменились ее социальное положение, количественные и качественные характеристики.
Изучение перемен, происходящих в составе марийской национальной интеллигенции в условиях переходного периода, несомненно, представляет научный и практический интерес. Не менее важным является раскрытие социального статуса марийской национальной интеллигенции, ее самочувствия и влияния на национальные, социальные и политические процессы в республике.
Я признательна всем, кто принял приглашение прийти на наш круглый стол. Потому как без подобных встреч, без культуры диалога, без откровенных мнений и точек зрения в наше время глобализации невозможно будет говорить о сохранении и развитии финно-угорской культуры, культуры нашего народа - народа мари.
Выбор темы круглого стола «Роль марийской интеллигенции в сохранении культуры народа мари» далеко не случаен и обусловлен и тем, что марийская национальная интеллигенция, адаптируясь к новым условиям жизнедеятельности, изменяет свой социальный облик, внутренние и внешние характеристики.
Перед каждым представителем народа мари стоит персональная ответственность за сохранение культуры и традиций наших предков. Ответственность перед еще не родившимися поколениями мари. При этом перед каждым мари, который относит себя к интеллигенции, эта ответственность возрастает в разы.
Я согласна с мнением кандидата философских наук, биохимика, социолога Симона Кордонского об интеллигенции и ее роли в социуме. В своей работе «Интеллигенция в роли национальной интеллектуальной элиты» он совершено справедливо отмечает:
«В прослойке интеллигенции можно выделить три страты: актеров, артистов, музыкантов; далее писателей, сценаристов, композиторов, режиссеров - в целом авторов - и самую широкую прослойку, состоящую условно из критиков - потребителей - это зрители, читатели, слушатели. Одни интеллигенты пишут, ставят, снимают, другие продвигают культуру, третьи критикуют написанное первыми, рассчитывая на то, что будут поняты вторыми. Интеллигентный читатель, зритель, слушатель включен в непосредственное восприятие книги, статьи, постановки, фильма, и в критическое их осмысление, и не воспринимает текст в широком смысле этого понятия вне его критической интерпретации. Историческая ангажированность является обязательным атрибутом интеллигентского творчества и может вноситься в него как автором, так и критиком, естественно в форме, доступной для восприятия рядовыми интеллигентами - потребителями.
Отношения между читателем, зрителем, писателем-автором и критиком составляли и составляют содержание интеллигентской жизни. Эти отношения составляют внутреннюю структуру интеллигентности, и только включенные в эту систему люди считаются интеллигентными».
От себя хочу продолжить: сегодня в нашем народе есть негативные тенденции того, что некоторым мари безразлична наша культура. И это во многом вина и тех, кто считает себя элитой нации, ее интеллигенцией.
В силу возможностей я изучаю то, что происходит в иных национальных регионах России. На Кавказе проблемы больше социально-экономические, так как с национальной самоиндефикацией у них нет тех нюансов, которые есть в национальных регионах Поволжья. При этом, на мой взгляд, нам следует внимательнее изучать опыт Татарстана и многое перенимать от них. Конечно, у татар тоже хватает сложностей, при этом, справедливости ради, стоит отметить, что у нас, у мари, дела в национальном вопросе обстоят сравнительно не так плачевно, как у многих братских финно-угорских народов. Так что, если на кого и ориентироваться в национальной политике, то именно на татар, на Казань. Так как со времен президентства Минтимера Шаймиева у них сформировался основательный фундамент федерализма.
К тому же я являюсь сторонником именно той линии, в которой все коренные народы России твердо поддерживают друг друга. Плечом к плечу стоят за федерализм. Опыт унитарной Украины показывает, что представители коренных наций Украины такие, как русины и крымские татары, которые не титульные украинцы, являются гражданами второго сорта.
Поэтому хочется отметить, что чем сильнее интеллигенция национальных регионов России, тем прочнее позиции федеративного устройства нашего многонационального и многоконфессионального государства.
Федеративное устройство позволяет нам, мари так же, как и представителям других коренных народов России, развивать и оберегать нашу культуру. В федеративной форме у нас есть шанс не раствориться в другом народе.
Почему я поднимаю этот вопрос на круглом столе, посвященном роли марийской интеллигенции? Да потому, что уже без стеснения все громче и громче раздаются голоса с высоких трибун об упразднении национальных регионов. Чего только стоят последние высказывания Михаила Прохорова. Этот человек только пытается создать впечатление, что он говорит от себя, от своего имени. На самом же деле это политический поплавок, который транслирует чужую волю. Волю, направленную против коренных наций России, а значит и против самой России. Это не позволительно.
Наша марийская интеллигенция должна плотным кольцом встать вокруг нашей республики и не позволить никому посягать на статус нашего национального региона!
Также в последнее время от шовинистов звучат призывы переименовать столицу нашей республики. Не устраивает, оказывается, некоторых марийское название города. Не хотят жить в Йошкар-Оле, хотят Царевококшайск.
Это все вызовы времени, отвечать на которые предстоит именно интеллигенции. Писателям, журналистам, режиссерам, композиторам, художникам, скульпторам, сценаристам, артистам, педагогам, врачам, инженерам - представителям всех профессий. Каждый мари должен встать на защиту национальных интересов нашего марийского народа.
Мне часто доводилось слышать о том, что у мари есть много интеллигентов, но не сформировалась национальная интеллигенция. Некоторая доля правды в подобных суждениях, к сожалению, есть. При этом от нас зависит, в том числе и от каждого присутствующего в этом зале мари, какой наша интеллигенция станет завтра, через 10 лет, через 20 лет.
Завершая свое выступление, хочу твердо заявить, что у недоброжелателей народа мари, у ненавистников коренных народов России ничего не выйдет.
400 лет назад именно волжане пришли на выручку Москве и уничтожили польско-литовских оккупантов. 200 лет назад после взятия Наполеоном Бонапартом Москвы именно большей частью с Поволжья Кутузов формировал новые полки для очищения России от захватчиков. И в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов враг был остановлен на берегу нашей великой реки Волги в Сталинграде, откуда и начался разгром фашизма во главе нацистской Германии.