Интеллигентный человек знает теорию пассионарности Льва Гумилева. Концепция очень простая, одна из мыслей, которой делился с нами Лев была следующей: эффективность нации связана с наличием большого числа пассионарных людей. Гумилев указывал, что пассионарии - это очень сложный продукт, и на его возникновение влияют много факторов. Один из факторов, считал Гумилев, - это молодость нации.



Сразу поправлюсь, что под нацией я имею в виду не этнос, а государство, со всем многообразием этносов.



Мне бы хотелось немного связать пассионарность со свободой, как важным фактором возникновения и развития этой самой пассионарности. Но для начала надо взглянуть на само слово пассионарность. Дело в том, что "пассионарность" переводится как "страсть". Т.е. людей вдруг охыватывает та или иная страсть, и эта страть ведет человека. Энергия бьет ключем изнутри человека, и данный человек называется пассионарием. Объем пассионариев в нации - это активность самой нации, ее способность к обновлению и созданий для исторического рывка.



К стати, Гумилев ссылается, что его к мысли о пассионарности подтолкнул Энгельс, с его идеей алчности, а так же Гегель с его фразой "ничто великое в мире не совершается без страсти".



Так вот, с моей точки зрения, обязательным условием пассионарности является свобода. Т.е. человек, внутри которого бурлит пассионарность должен иметь неограниченную возможность для выплескивания своей страсти. И только эта самобытная пассионарность, толкающая его вперед, может, в совокупности с страстностью других людей, продвинуть к рывку нацию.



Может ли пассионарность навредить социуму, может ли пассионарность навредить нации? Да, конечно. Пассионарность тем и интересна, что она прорывает изначально то, что можно назвать слабыми местами нации, в широком смысле этого слова.


Удержать пассионариев в рамках социальных заказов и помочь пассионариям наметить новые каналы социальных заказов - это первейшая установка любой власти.



Кстати, пассионарность пробивает на всех уровнях пирамиды Маслоу и не далее того. И чем ниже уровень пирамиды, тем более социально опасные последствия несет в себе пассионарность, поэтому человечество выработало столько запретов связанных с сексом, с собственностью и т.д. И, кстати, противники свободы чаще всего обращаются за негативными примерами свободы именно к низовой части пирамиды Маслоу.


Социальный заказ формирует русло для страсти человеческой. Формирование социального заказа - это важная функция общества, это важная функция элит. Это важная ответственность общества и элит в частности. Ошибетесь с социальным заказом - ошибетесь в будущем нации, ошибетесь в будущем для своих детей.