Земли от мыса Святой Нос до границы России с Норвегией – это одна из первых территорий, что стала не доступной для северных кочевников. Там обустроились колонисты. Саамы к ним не присоединились, ведь оседлость не совместима с оленеводством. До второй четверти XVI века это была зона сезонных весенне-летних промыслов, на которые приходили как саамы из центральной части полуострова, так и промышленники из Русского Поморья, Финляндии и Норвегии. Они потеряли добрую часть промысловых зон еще в 1860 году с началом многонациональной колонизации Мурманского берега – выходцами из граничащих друг с другом северных стран (когда было Высочайше утверждено Положение Комитета Министров «О дозволении норвежцам переселяться в бывший Кольский уезд Архангельской губернии»). Можно представить, как мало осталось «свободной тундры» до нашего времени.
О том, как повлиял процесс колонизации на коренное население Кольского полуострова, как менялся их образ жизни пишет исторические труды заведующая сектором досоветского периода отдела истории края Мурманского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук Екатерина Орехова.
Эта история повлияла на будущее народа – считает исследовательница. «Участие в колонизации, то есть переход к оседлому образу жизни требовал от саамов коренного изменения образа жизни и отказа от традиционных форм ведения хозяйства. Кольские саамы откликнулись на колонизацию в очень незначительной степени» - объясняет она. «Позже, с началом коллективизации для части саамских хозяйств уход в колонии стал попыткой избежать колхозного обобществления оленьих стад. Раскулачивание, репрессии, принудительные переселения из пограничной зоны и депортация «инонационалов» с территории Мурманской области (1940 г.) затронули и саамское население колоний, разделивших общую судьбу колонистов Мурманского берега. С 1930-х на месте колоний разместились объекты военной инфраструктур. Следующая волна ликвидации поселений на Мурманском побережье пришлась на 1950-60-е гг. и была связана с «укрупнением» колхозов. В настоящее время, по официальным данным, большая часть бывших колоний являются нежилыми» - пишет Екатерина Орехова в своей статье.
Причины неблагополучной жизни саамов сегодня многие ученые находят в истории. Доклады, посвященные коренному народу Евро-Арктического региона прозвучали на научно-практической конференции в Краеведческом музее. Она была посвящена 20-летию международному дню саамов. Актуальный вопрос для ученых сегодня: как возродить и развивать во многом растерянную культуру северного народа?
Причины неблагополучной жизни саамов сегодня многие ученые находят в истории. Доклады, посвященные коренному народу Евро-Арктического региона прозвучали на научно-практической конференции в Краеведческом музее. Она была посвящена 20-летию международному дню саамов. Актуальный вопрос для ученых сегодня: как возродить и развивать во многом растерянную культуру северного народа?Земли от мыса Святой Нос до границы России с Норвегией – это одна из первых территорий, что стала не доступной для северных кочевников. Там обустроились колонисты. Саамы к ним не присоединились, ведь оседлость не совместима с оленеводством. До второй четверти XVI века это была зона сезонных весенне-летних промыслов, на которые приходили как саамы из центральной части полуострова, так и промышленники из Русского Поморья, Финляндии и Норвегии. Они потеряли добрую часть промысловых зон с началом началась еще в 1860 году с началом многонациональной колонизации Мурманского берега – выходцами из граничащих друг с другом северных стран (когда было Высочайше утверждено Положение Комитета Министров «О дозволении норвежцам переселяться в бывший Кольский уезд Архангельской губернии»). Можно представить, как мало осталось «свободной тундры» до нашего времени.
О том, как повлиял процесс колонизации на коренное население Кольского полуострова, как менялся их образ жизни пишет исторические труды заведующая сектором досоветского периода отдела истории края Мурманского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук Екатерина Орехова.
Эта история повлияла на будущее народа – считает исследовательница. «Участие в колонизации, то есть переход к оседлому образу жизни требовал от саамов коренного изменения образа жизни и отказа от традиционных форм ведения хозяйства. Кольские саамы откликнулись на колонизацию в очень незначительной степени» - объясняет она. «Позже, с началом коллективизации для части саамских хозяйств уход в колонии стал попыткой избежать колхозного обобществления оленьих стад. Раскулачивание, репрессии, принудительные переселения из пограничной зоны и депортация «инонационалов» с территории Мурманской области (1940 г.) затронули и саамское население колоний, разделивших общую судьбу колонистов Мурманского берега. С 1930-х на месте колоний разместились объекты военной инфраструктур. Следующая волна ликвидации поселений на Мурманском побережье пришлась на 1950-60-е гг. и была связана с «укрупнением» колхозов. В настоящее время, по официальным данным, большая часть бывших колоний являются нежилыми» - пишет Екатерина Орехова в своей статье.
Причины неблагополучной жизни саамов сегодня многие ученые находят в истории. Доклады, посвященные коренному народу Евро-Арктического региона прозвучали на научно-практической конференции в Краеведческом музее. Она была посвящена 20-летию международному дню саамов. Актуальный вопрос для ученых сегодня: как возродить и развивать во многом растерянную культуру северного народа?