Одной из отличительных черт жизненного мира православного человека является наличие в нем демонов (бесов), вообразить которых неверующий человек не в состоянии. Что это такое? Этот вопрос возник у меня после прослушивания аудиокниги «Бесы» Ф. Достоевского (два раза во время двух последних автомобильных путешествий). Без обращения к православной теологии и православному опыту эта книга кажется странной, существенная часть ее смыслов ускользает от понимания. Решил разобраться.
Представления о демонах имеет древние корни: в мифологии под ними понимали полубогов, находящихся между двумя мирами. При этом они могли быть и злыми, и добрыми. В православной традиции категория демона закрепилась за сверхъестественными существами, которые противостоят истинному Богу. Нередко так называют павших ангелов, утративших благосклонность Бога.
Явление демонов, фиксируемое православными, можно пытаться объяснять в терминах психиатрии, но ее мало кто знает, а те, кто знают, не так часто могут разобраться в конкретных причинах дисфункций. Но само неверие в реальность демонов, как утверждает один блогер (olelookoyeah), означает, что человек находится в их власти. В силу этого проявления скептицизма в отношении реальности бесов опасно, если ты находишься в православной среде: тебя самого могут воспринять как бесноватого.
Православная теология предлагает простое и понятное рядовому человеку объяснение. Иеромонах Иов на сайте «Праволав.ру» так объясняет смысл этого явления человеку, пожаловавшемуся на постоянное засилье демонов в его жизни: «Галлюцинации», о которых Вы пишете, – явление субъективное. Вызывают это демоны, которые хотят нагнать на Вас страх».
Неверующий человек, не обремененный психиатрическим образованием, столкнувшись с теми же состояниями, интерпретирует их в терминах повседневной психиатрии: «Со мною происходит что-то странное…», «У меня какие-то галлюцинации», «Крыша едет» и т.д. Верующий человек, вооруженный знанием православной теологии, в этих же феноменах распознает приход демонов. То, что не видит атеист, видит православный, ибо вера – это специальные очки, изменяющие картину наблюдаемой реальности.
Как же православный видит демонов?
Современная техника используется для визуализации таких встреч. Например, здесь фотографии с искажениями, которые интерпретируется, как проявления демонов.
Авторы специализированного сайта «Бог – истина. Демоны среди нас» разъясняют, кто такие демоны и как они являются к людям: «Демоны, или бесы созданы из тонкой материи, невидимой для человека, хотя их присутствие около себя можно ощутить по внезапному настороженному чувству (рядом кто-то есть), причём чувство это гнетущее, тревожное. Они могут проникать через все преграды (стена, дверь), т. к. могут "просачиваться" сквозь них. Свободные демоны не могут проникать в освящённое помещение. <…> Бесы живут там, где им есть место. Человек, греша, готовит им такое место. Где грех, там и они. По природе своей демоны (бесы) - это чрезвычайно хитрые, злобные, лукавые, лживые существа (сущности), имеющие отвратительную внешность. Они ненавидят праведность и добродетели, ненавидят всё то, что связано с Господом. Они стремятся всеми силами заполучить человека, склонить его ко греху, и затем взращивать, увеличивать в нём этот грех, пока человек не станет их "рабом". Питаются демоны энергиями человека, когда он предаётся грешным занятиям (допустим, энергиям гнева, сладострастия, ненависти, гордыни, жадности, зависти, корысти). Также демоны любят вдыхать фимиамы от различных воскуриваемых благовоний, бесам очень нравится, когда человек поглощает мясо, особенно с кровью, или же предаётся блудной страсти (при этом энергия партнёра "высасывается" демоном)».
Тренированный православный глаз распознает человека, в которого вселился бес, или видит приметы его прихода к себе. Авторы сайта «Бог – истина. Бесы среди нас» дают подробное описание симптомов присутствия беса:
«Человек начинает слышать чужие мысли (допустим, я твой друг, я помогу тебе, я люблю тебя, я передам тебе особые знания). Могут быть и "космические истории" внеземного Разума, и даже обман, когда демон притворяется, будто это Ангел-хранитель, или же голос Бога. Делается это для того, чтобы войти в доверие, демон знает, где ваше слабое место. Делается ставка на самолюбие - я выбрал тебя, потому что ты лучше других, они хуже тебя. Бес манипулирует вами, как хочет, чтобы вы поверили ему, и захотели с ним общаться. Если вы что заподозрите, у него сразу найдутся отговорки, чтобы вы успокоились, и слепо доверились ему. Затем "Друг" и "Наставник" начнёт вас учить, и направлять - по пути сатаны.
Может быть иная ситуация. Человек явно никаких других голосов не слышит, но он внезапно вдруг становится совсем иным. Резко меняется взгляд, походка, движения, манера говорить, внутри чувствуется внезапно появившаяся наглая уверенность, ощущение силы и властности. В таком состоянии человека, до этого весьма скромного и добродетельного, сразу тянет на грех. Часто катализатором этого состояния является прогулка по темноте, распитие спиртных напитков, шумная дискотека с трансовыми ритмами. Потом человек осознает, что он наделал, и впадает в недоумение. Как мог он, такой добродетельный, натворить такого? А причина в том, что внутри него находится он - бес. Питается демон энергиями греха, и специально устраивает так, чтобы жертва выпила спиртное, пошла на дискотеку, и т.д., чтобы получить необходимые энергии.
Вселение демона (беса) в человека называется одержимостью. Открытое проявление демона (беса) является беснованием. <…> Одержимый чувствует себя в это время как бы в необычном полугипнотическо-трансовом состоянии, он ощущает, слышит, видит, что происходит, но порой, как под небольшим гипнозом (если не сопротивляется демону), он просто становится куклой в руках беса. При этом существо открыто показывает своё отношение к людям, выкрикивая хулу на них ("как я вас всех ненавижу!...", " будьте вы все прокляты!", идёт ругательная, порой нецензурная брань в сторону людей, сопровождающаяся ненавистью и сильной агрессией, порой такой, что одержимый может замахнутся на вас острым первым попавшимся предметом, или запустить в вас тоже тем, что первое попало под руку). Человек становится уже не человеком - он может встать на четвереньки, начать лаять, выть, хрюкать, шипеть, залезть в шкаф и спрятаться там, и т.п. Демон ненавидит всё то, что связано с Божественным, и поэтому как только видит или чувствует освящённые вещи (иконы, свечи, святую воду, крест с распятием), это вызывает у него бурю ненависти. При этом человек выкрикивает богохульства, может плевать на иконы, опрокинуть стакан с освящённой водой, задуть освящённую свечу.
<…> Бес может склонять человека на просмотр фильмов ужасов, фильмов по блудной тематике, фильмов со сценами кровопролитий, жестокости, насилия, при этом человек от просмотра испытывает удовольствия, и жаждет снова и снова таких просмотров, а некоторые хотят получить эти удовольствия в реальной жизни, подражая любимым героям фильмов. Во время таких удовольствий человек выделяет необходимые бесу энергии, которые существо поглощает, у человека формируется стойкая страстная зависимость. Тем самым человек готовит себя к контакту с уже реальными героями любимого "фильма ужасов".
У человека может появиться необъяснимая тяга к оккультной символике, которая в изобилии продаётся в специализированных отделах эзотерики. Жертву беса начинает тянуть к талисманам, картам, статуэткам, аудиоматериалам с трансовыми ритмами, медитациям, лекциям психоэнерготерапевтов (прослушивая которые, человек входит в гипнотическое состояние, и открывается для бесовских воздействий), ароматическим возжигаемым благовониям, книгам по оккультизму, целительству, магии, колдовству. Человек стремится развить в себе сверхспособности, открыть "Третий глаз", чтобы стать всевидящим и всесильным, не задумываясь о том, что идёт на сделку с дьяволом.
Демон может внушить одержимому им человеку, что у него необычные способности и их нужно развивать, он не такой, как все, и тогда, воспользовавшись стремлением человека к познанию, он начинает "обрабатывать" человека, склоняя его к обучению в открывающихся школах магии, колдовства, целительства и т.п., порой играя на чувствах альтруизма и сострадания жертвы, что так человек будет помогать людям, исцелять их, принесёт неоценимую пользу другим, подбадривая жертву, что "скоро о тебе все узнают, ты будешь лучшим целителем".
Что же делать? Атеист пойдет к психиатру или психотерапевту. Человек, верующий во что-то сверъестественное, но не перегруженный знанием православной теологии, может пойти к бабке, знахарке, колдуну и прочим духовным целителям. Настоящий православный идет к батюшке, хотя многие признаются, что грешили, отправляясь к выше перечисленным лекарям.
Что же советуют православные священники?
Или другой совет иеромонаха: