Как и следовало ожидать, Минюст ушел от разъяснения того, что является «формированием общественного мнения» и «политической акцией». Восемь ключевых вопросов, направленных 3 сентября правозащитной ассоциацией «АГОРА» министру юстиции России Александру Коновалову с просьбой разъяснить, какие некоммерческие организации будут считаться иностранными агентами, остались без ответов по существу. Такой вывод следует из официального письма за подписью директора департамента Минюста по делам НКО Владимира Титова.

 

Напомним, что в новом федеральном законе под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская НКО, «которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ» (абзац 1 пункта 6 статьи 2 Федерального Закона РФ «Об НКО»). Юристы спрашивали министра юстиции, что означает термин «в интересах» и применимы ли в данном случае положения Гражданского кодекса, где регламентируется «действие в чьем-либо интересе».

 

В сентябре члены Правозащитного совета России и участники Всероссийской конференции правозащитных организаций заявили, что не будут выполнять антиправовой закон об иностранных агентах. Пожалуй, это первый пример в новой российской истории, когда организованная и признанная группа людей публично отказывается от выполнения закона, угрожающего серьезными репрессиями.

 

На примере многих других уже годами действующих в нашей стране законов мы видим, что подобные «резиновые» нормы власть избирательно «натягивает» на тех людей или организации, которые ей неугодны, неудобны, представляются враждебными. Именно так будет происходить и с этим новым законом», – уверены правозащитники.

 

«Подобные антиправовые акты не следует исполнять ни гражданам, ни организациям, ни чиновникам, ни судьям. Наоборот, именно за их исполнение раньше или позднее может последовать наказание. История Германии 30-х–40-х годов даёт нам такой пример (при всей разнице масштабов противоправности «законотворчества» там и в современной России). Немецкие судьи понесли уголовную ответственность именно за исполнение антиправовых нацистских законов» – говорится в заявлении.

 

Для того чтобы воздействовать на судей, которые будут выносить неправосудные решения, уже не надо будет ждать конца правления Путина. Лавинообразный рост стоп-списков для должностных лиц, начиная со «списка Магнитского», также будет служить сдерживающим фактором при принятии решений. Судьям будет проще подать в отставку, чем получить «черную метку» – запрет на выезд в развитые страны и блокировку банковских счетов.

 

Общественность не только в России, но и в Европе и США готовится помогать в выживании независимого некоммерческого сектора, создавая даже временные убежища. Как сказала председатель МХГ Людмила Алексеева, «мы продолжали работать даже в советское время, поэтому и режим Путина переживем».

 

Подборка материалов по статусу НКО-иностранный агент.