Два события в экспертной сфере очень сильно перетряхнули мой взгляд на формирующиеся подходы судей к своей судебной деятельности. Это рвение судей в деле Ольги Зелениной поражает. Когда суд не просто отмел экспертное заключение, а решил преследовать эксперта, превратив его в соучастники. Что само по себе выглядит как формирование нового подхода по лоялизации экспертов, которые должны понимать, что их экспертные ошибки или экспертная настойчивость, или даже экспертная уверенность и особая приверженность к научности, могут привести на скамью подсудимых. Во как!
Второе событие это формулировка судьи Игнатова Сыктывкарского городского суда, которую он использовал в судебном решении, давая оценку экспертному заключению кандидата химических наук Юрия Матвеева.
«Судом учитывается его (эксперта Матвеева) негативное отношение в целом к Российской Федерации и правоохранительным органам...»
Судья в основу сомнения положил политические убеждения эксперта. Ни много, ни мало. Лояльность власти, с точки зрения судьи Игнатова, - это условие профессионализма. Видимо судья у себя в голове изобрел новую юридическую схему, которой соперничает, по своей изощренности, с юридическими схемами третьем рейхе, где личная преданность нацистской Германии является основой научности.
Лояльность науки господствующей идеологии - это изобретение тоталитарных режимов. Именно идеологии. Я не раз беседовал с экспертом Юрием Медведевым, высококлассным ученым химиком, живущим в науке, и не знаю более преданного России человека. Он знает досконально историю России, он с уважением относится к той Родине, в которой он родился и считает ненормальным, когда власть с легкостью лезет в его отношения с Родиной. Именно поэтому он не отказывается от паспорта СССР.
Когда мы с ним обсуждали дело Ольги Зелениной, он сказал мне, что и с ним за неугодную правоохранителями экспертизу могут поступить именно так. Я его успокаивал, и говорил, что до такого идиотизма в наших судах не опустятся. Я оказался прав, до такого идиотизма не опустились, но зато придумали более веселую схему, когда судья свободно заявляет о том, что только преданные власти, и, в частности, правоохранительным органам эксперты могут быть профессионалами. Заметьте не Родине, а власти. Смениться власть, значит надо будет менять пул профессионалов, или экспертам превращаться в проституток и выносить те решения, которые угодны новой власти, что бы "справедливый" и "беспристрастный" суд признал их профессиональность.