7 октября 2012 года в Новопушкинском сквере Москвы прошел пикет памяти Анны Политковской. Обозреватель "Новой газеты" была убита шесть лет назад в подъезде собственного дома на Лесной улице столицы. Заказчики этого преступления до сих пор не установлены.
Акцию удалось согласовать с мэрией Москвы далеко не сразу. Сначала городские власти не разрешили митинг на Пушкинской площади, мотивировав свое решение тем, что все подходящие площадки будут заняты, и предложили организаторам мероприятия провести его за пределами Садового кольца. Однако потом чиновники все-таки санкционировали пикет на 200 человек.
Новопушкинский сквер окружили металлическими заграждениями, к узкому входу через металлодетектор выстроилась длинная очередь. Численность собравшихся, по оценке корреспондента HRO.org, немного превышала заявленную, несмотря на валящий с ног и вырывающий из рук предметы ветер. Но стражи порядка, видимо, считали иначе и в происходящее не вмешивались. Самих полицейских – пеших и на автотранспорте – вопреки обыкновению, было немного.
Почтить память убитой журналистки пришли ее коллеги по профессии, правозащитники, общественные активисты, читатели. Среди них – главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов и корреспондент этого издания Вера Челищева, руководитель программы "Право на убежище Елена Рябинина, председатель общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерий Борщев, активисты движения "Солидарность" Михаил Кригер и Надир Фатов, недавно вышедшая на свободу чеченка Зара Муртазалиева, чье уголовное дело считают сфабрикованным и политическим многие независимые эксперты, и другие.
Пикетчики держали в руках портреты Анны Политковской, вырезки из газет с ее публикациями, цветы, черные и белые ленты. "Я помню Анну", "Помним! Скорбим! Учимся!" – гласили плакаты.
Говорят, время лечит. Но горечь утраты собравшиеся ощущали не менее остро, чем в тот день, когда прозвучал роковой выстрел. Люди выражали мнение, что установить и предать суду заказчиков преступления станет возможно только после смены власти в России.
Поскольку мероприятие согласовали в форме пикета, не предусматривающего использование средств звукоусиления, обошлись почти без речей. Во всех выступлениях звучала мысль о том, что погибшая пропускала чужую боль через собственное сердце и неустанно помогала нуждающимся.
Лев Пономарев сказал, что Анна Политковская органически сочетала в себе две ипостаси – журналиста и правозащитника. "Заняв эту уникальную нишу, она помогала сотням людей, а ее смерть оборвала помощь тысячам. Система ее ненавидела", – заявил исполнительный директор общественного движения "За права человека".
"Мы собрались сюда для того, чтобы сказать, что мы помним, скорбим об Анне и учимся у нее", – выразила общее ощущение председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
По словам Александра Черкасова, Анна Политковская, рассказывавшая правду и боровшаяся с несправедливостью, вопреки опасности и другим обстоятельствам, не всегда находила должную поддержку у окружающих. "Из-за этого она в какой-то момент оказалась один в поле воин", – считает председатель совета Правозащитного центра "Мемориал".
Татьяна Лукашева, мама девочки, погибшей во время теракта в 2002 году в театральном центре на Дубровке, отметила, что обозреватель "Новой газеты" была первым человекам, который тогда пришел на помощь заложникам. В частности, благодаря ей, в зал передали большое количество соков и напитков, чтобы захваченные террористами зрители мюзикла "Норд-ост" не страдали от жажды.
В свою очередь, Сергей Ковалев назвал Анну Политковскую самой трагической фигурой современной России. "Нет более трагической фигуры и нет более обнаженного нерва", – подчеркнул президент Института прав человека.
Напомню, что Анна Политковская известна громкими журналистскими расследованиями, не раз вызывавшими раздражение у представителей высшей государственной власти России. В частности, она – автор нескольких документальных книг о ситуации в Чечне. Анна Политковская фигурировала в списке "врагов русского народа и российской государственности", о существовании которого в марте 2006 года заявил депутат от ЛДПР Николай Курьянович.