Как-то беседовал давно, года два назад, с одним глубоким православный философом из Москвы. Он меня тогда поразил одной фразой, что главной угрозой современной православной церкви являются новообращенные. Они ортодоксальны, объяснял мне он, опасно ортодоксальны. В них есть глубокая любовь к храму, но нет любви к церкви, как к сообществу людей одной веры, у них есть любовь к обрядам, но нет глубокой веры. Они пока не готовы прощать. Еще священнослужитель отметил, что при этом при всем они удивительно преданны и вся их ценность именно в этой преданности храму. Но в церковь они пришли из воинствующего атезима и верят они так же как жили в воинствующем атеизме, через отвержение. Это очень похоже на большой приход в церковь новообращенных из язычества. Когда язычники принимали Христа через наполнение им всего сущего, так как делают это все язычники. Через обожествление всего, что их окружает. Интересно читать дневники миссионеров православных и католических описывающих как новообращенные язычкники беседовали с Христом, наказывали Его, угрожали Ему, благодарили Его и при этом данное общение происходило по всякому пустяку.
Почему я это вспомнил. Дело в том, что я тут вдруг заметил насколько глубоко пропитались Православной верой наши учителя, особенно дамы в возрасте, которые с партбилетами ходили и были секретарями парторганизаций в школе, которые ругали детей из православных семей за то, что те крестики носили и ходили с родителями в храмы. Новообращенными учителями наполняются наши школы. И это хорошо, что они ведут к Богу детей, но путь их идет через воинствующий атезим, через воспитание радикального православия, через отвержение.
Как-то один противник распространения православния в школе сказал мне, что может быть оно и хорошо, что эти училки православние несут. После их бесед о Православной религии от православия школьники скорее отвернутся, чем примут его всем сердцем.
А вот мне кажется, что новообращенные училки скорее принесут в школу не отвержение православия, а принесут дух веры, как ненависти, как радикального отвержения, и школа обратится в рассадник радикализма и экстремизма, как это уже было в истории России. Бога дети могут принять только от родителей - это доказывает жизнь очень многих глубоко верующий и глубоко преданных церкви велких людей, а школа может оставить только след необходимости решения проблем либо через приятие, либо через отвержение. В этом проблема. Как ее решать не знаю.