Прочитав пост Владимира Ильина "Спор о месте религиозных ценностей в духовной иерархии", не могу не отметить беспомощности его конструкции.

Попробуем разобраться в причинах неудачи.

Подмена первая

Начинается текст Ильина с констатации, что "сегодня сложилась неприятная ситуаци, когда "произведения ОДНИХ (тексты, фильмы, выставки, концерты и т.д.) оскорбляют религиозные чувства ДРУГИХ" (выделено мной - В.Г).

Это трудно оспорить. И Pussy Riot и Гельман-со-товарищи действительно оскорбляли верущих, глумились над их взглядами, их святынями.

"которые требуют первым замолчать, продолжает автор, - опираясь на принцип приоритета именно религиозных ценностей и чувств".

Ильин имеет в виду, что те, кого оскорбляют - т.е. верующие, требуют хамов замолчать, потому что религиозные ценности круче. А вот здесь подмена, проще говоря, неправда. Речь не идет о приоритете именно религиозных ценностей. Речь о приоритете ценностей, как таковых, относительно хамства.

Наверное и у Толконниковой и у Гельмана тоже есть то, что им дорого, скажем старые фотографии родителей, рисунки детей, какой-нибудь ветхий плюшевый мишка, сохранившийся с тех времен, когда они сами были маленькими. Это тоже, своего рода, святыни.

И если бы православные пытались эти ценности высмеять,
пытались их испохабить, выдать за убожество, не имеющее право на существование, - они выглядели бы не слишком хорошо. НЕЛЬЗЯ ОСКОРБЛЯТЬ, нельзя гадить на то, что кому-то дорого - вот единственный принцип, который имеет смысл брать во внимание, независимо от религиозной принадлежности, или отсутствия оной. Помню, как покоробила меня лекция Кураева, где он, стараясь остаться в рамках приличий, измывался над язычеством, по ходу дела фальсифицируя его. Мне, ортодоксальному христианину, который испытывает к язычеству не самые теплые чувства, было крайне неприятно все это слышать.

Я могу, хотя это будет очень трудно, попытаться понять и простить человека, который разрушил мой храм. Война идей, подчас, может принимать жесточайший характер. Но я никогда не пойму и не прощу того, кто в этом храме с улыбочкой насрал. Это - харам, мерзость. Никому не дано права изгаляться над чужими ценностями.

Вот простой фундаментальный принцип, без соблюдения которого человечество обречено на деградацию и самоуничтожение.

Равенство ценностей

Итак, Владимир Ильин совершил подмену, искуственно разделив ценности на религиозные и все прочие. Заметьте, не я, православный, это сделал, а он. Зачем? Чтобы доказать: общество имеет право сопротивляться, когда кучка отщепенцев якобы пытается навязать ему примат религиозных
ценностей.

Каким образом? Нарушен, якобы, принцип равенства ценностей. У Ильина эта мысль высказана намного энергичнее:

"И выступление "Pussy Right" этот принцип нарушило в той же мере, что и принудительное религиозное воспитание или трансляция по государственному телевидению религиозных церемоний".

Но, простите, во-первых в России нет принудительного религиозного воспитания. То есть Ильин сопоставляет реальный факт - выходку Pussy Riot с фактом, который он просто выдумал. Детям и их родителям предоставлено право добровольно выбирать, хотят ли они что-то знать о религиозной КУЛЬТУРЕ своего народа или нет. О религиозном воспитании, вообще речи нет.

Это во-первых. Во-вторых, Ильиным уравнивается хамское, оскорбительное поведение в храме с получением знаний, имеющих историческую, культурную, этическую ценность. Для него - это РАВНОЦЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

О трансляции богослужений. НТВ начало их еще в ту пору, когда его владельцем был Гусинский, а Шендерович устраивал свои феерические представления. То есть, ни о какой пропаганде православия речь идти не могла.

Мне могут возразить, что НТВ было частным, и могло делать все, что ему заблагорассудится, а вот государственное...

Что, государственное? Пасхальное Богослужение - это общественно значимое, радостное для десятков миллионов россиян событие, добавим, произведение искусства, ведь там звучат прекрасная музыка, удивительные песнопения. Запретить это можно на том же основании, что и оперу "Кармен". Она ведь тоже способна вызвать у кого-то глубокие душевные переживания, в связи с отсутствием музыкального слуха.

Таким образом богослужение, которое никого не унижает, более того, имеет несомненную КУЛЬТУРНУЮ ценность и безобразные выходки Pussy Riot и питомцев Гельмана - становятся равноценными явлениями. Если верить Владимиру Ильину, конечно.

По сути, мы имеем дело с элементарным нигилизмом, культурным одичанием, которое выдается за приверженность общечеловеческим ценностям. Мол, вы нам пытаетесь навязать лицезрение какой-то "Троицы" какого-то Рублева, а мы вам будем в отместку гадить, гадить и гадить. Или позволим гадить кому-то другому. Надо сказать, что в советское время до такого убожества дело не доходило, разве что в ранний период.

Доброе намерение

Но ведь Ильин не булгаковский Берлиоз. Ему нужно подвести подо все это какую-то базу.


"Доброе намерение чревато оскорблением чьих-то религиозных чувств, - пишет он, - среди которых очень заметное место занимают атеистические.
Мы учимся жить в глобальном мире. И это очень тяжелый урок. Пока его усвоение идет очень плохо
".

Любопытно. Богослужение показанное по ТВ, притча о самарянке, рассказанная детям светской учительницей - все это, оказывается, причиняет атеистам неимоверные страдания. Более того, дает право на самые отвратительные ответные действия, мелкую, но страшную мстю. Причем, всегда найдется какой-нибудь Ильин, который уравняет доброе намерение со злобным
гадством, и будет тешиться ролью мудрого арбитра, разъясняющего трудный урок.

Кстати, мне совершенно непонятно, почему он пытается выступать от имени всех неверующих. Как показывают соцопросы, большинство из них отнеслись к выходке Pussy Riot резко отрицательно.

И еще вопрос.

Почему мы, православные, должны скрывать свои убеждения, делать вид, что нас не существует, а русская и мировая культура - внерелигиозны? С какой стати нас нужно лишать доступа на ТВ? О каком навязывании можно говорить, если в стране, где 69 процентов населения исповедуют православие + протестанты и католики, почти невозможно увидеть христианский фильм по федеральным каналам? Зато с утра до ночи крутится что-то действительно тошнотворное для большинства верующих и неверующих.

И чем, скажите ради Бога, чтение Евангелия или рассказ о Сергии Радонежском могут оскорбить атеистов? Они ведь не бесы, почему их должно от этого корежить?

Разве мы заставляем Ильина верить в Бога? Я не говорю о физическом насилии, но ведь и морального нет ни в малейшей степени. "Почему попы публично рассуждают о том, о сем?" - возмущаются какие-то странные субъекты, которым мы даже не пытаемся помешать рассуждать о том, о сем. Это не мы предлагаем выгнать Ильина из вуза, где он десятилетиями излагает студентам свои взгляды. Это он возмущается, когда мы пытаемся делать тоже самое.

Все на чем мы настаиваем, не надо оскорблять нас, не надо гадить на наши святыни. Но даже этого мы требуем на общих основаниях. Если кто-то попытается осквернить памятник какому-нибудь атеистическому вождю, это тоже вызовет у нас отторжение. Потому что не ПО-ЛЮДСКИ это.

Пощечина

Понимаете, леди и джентльмены, нет равенства между Рублевым и той дрянью, которую Мальцева выставила на гельмановской выставке "Духовная брань". Просто потому, что Рублев пытался изобразить нечто невыразимо прекрасное, чтобы сделать людей лучше. А Мальцева намалевала кощунственную пародию на рублевский образ, и тем самым плюнула в душу любому мало-мальски культурному человеку.

Представьте, что некто, полемизируя с вами, вдруг, вынет снимок вашего ребенка, и начнет делать с ним нечто омерзительное. Вы, в ответ, поступите сообразно. Скажем, влепите пощечину. Это, как минимум.

- Вы и мой подзащитный - один другого стоите, - заявит на суде адвокат подонка и провокатора, - добавляя, что ваша вина куда существеннее. Вы подняли руку на личность, которая, всего навсего, самовыражалась. Более того, самовыражалась в знак протеста против того, что вы в государственном вузе или где-то там еще пропагандируете свои либеральные или консервативные или левые воззрения.

Как нас разводят

Если подвести итоги, беда не в том, что Владимир Ильин требует равноправия между религиозными и свесткими ценностями, против которого я не возражаю. Нет, он требует возвращения к той ситуации, которая у нас была в атеистический период, когда на религию было наложено табу, когда она была загнана в информационное гетто. При этом, он готов оправдать акты террора, в случае, если это требование не будет исполнено. Поясню,террор это не обязательно убийство. Цель и смысл его - воздействать на психику несогласных с помощью безобразных, шокирующих действий.

Можно не сомневаться, что ответные действия, включая пощечины и удары нагайками, не замедлят себя ждать. Маховик раскручивается, противостояние
внутри общества растет. Я думаю, что борьба с религией стала одной из главных причин распада СССР. Миллионы порядочных людей десятилетиями находились по по разные стороны баррикад. И те и другие любили свою страну, но не смогли найти общий язык, дать отпор в тот момент, когда их решили элементарно ограбить, низвести до положения скотов. Потом спохватились и в 93-м оказались вместе, но было уже поздно.

Сегодня, судя по интенсивности провокаций, нас снова пытаются расколоть, причем линия противостояния проходит не между властью и оппозицией. Часть технологов и с той и с другой стороны, надеется перетащить на свою сторону, как можно больше людей. Все как всегда, и итог будет ужасным, независимо от победы тех или других, если народ ввяжется в эту игру.

До чего доходит. Порядочный человек - Александр Вербин, ловится, в легкую, на провокацию какого-то маргинального либерального ресурса. Там прошла "инфа", что православные хотят снести памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную. "Я теперь понимаю, почему сносят кресты!" - гневно заявляет Вербин. Что выясняется? Не сносят, а переносят на другое видное место в центре города. Не памятник, а временный знак, поставленный в 1985-м, с тем, чтобы потом его заменить на настоящий момумент. А на месте этого знака, с одобрения ветеранов, собираются сейчас поставить красивый памятник в память об ивановцах, отдавших жизнь за Родину.

Вот так нас разводят на каждом шагу.

Для того, чтобы отойти от края пропасти давайте начнем с малого, с признания, что нельзя распространять клеветнические слухи, нельзя намеренно, нагло, цинично оскорблять друг друга или оправдывать подобные оскорбления, на том основании, что... Повод всегда найдется, дурное дело - не хитрое.