Некоторые фильмы проверяют на прочность крепость зрительского счастья. Хорошо бы перед просмотром таких фильмов предупредить зрителя: «… не рекомендуется для просмотра лицам, не достигшим зрелого счастья». Именно к таким фильмам я бы отнесла и фильм Александра Сокурова «Фауст». Вероятно, поэтому фильм так высоко оценен зарубежными критиками – там толще эта розовая нежная прослойка между своим и чужим благополучием, меньше боли от трения душ и тел.
«Несчастливые люди опасны!» - раза два хотя и мимолётом, но очень значительно, тихим голосом самого режиссера нам повторили в фильме, акцентируя наше суетливое внимание на увиденном. Да, посмотреть там есть на что! Красота плывущего вытянутого кадра, окрашенного в рембрандтовский свет охры, очень впечатляет. Плывущий мираж чужого бытия из средневекового прошлого в вечность… Искусство, когда оно настоящее, всегда ставит нас лицом к лицу с Вечностью, бесцеремонно указывая на эпизодичность наших дней. Шедевры всегда помогают вернуться к себе самим из этой нашей суетливой настырной командировочной устремлённости в завтрашний день. Дорогу домой можно найти и в этом фильме Сокурова.
Фауст был героем многих немецких произведений ещё до шедевра Гёте. И во что только не ввязывался средневековый учёный-чернокнижник Фауст до Гёте, однако везде выходил сухим из воды и всех обводил вокруг пальца. Этакий наш фольклорный Петрушка, получивший образование в Геттингене. И только Гёте сумел придать этому образованном прохвосту серьёзность и основательность в мыслях и желаниях. Причём давалось ему это нелегко – почти пятьдесят лет создавался Фауст у Гёте. Неторопливо, вдумчиво, осмысленно пятьдесят лет рос шедевр. Все современные райтера-рэйтеры должны сейчас снять шляпы перед таким терпением настоящего писателя и уважением к своему произведению. Слишком суетно и шумно нынче у нас в мире, чтобы услышать «вселенной связи времён». По сути, об этом и фильм Сокурова. О мельчании наших чувств и мыслей.
Фауст Сокурова далёк от серьёзного и искреннего в своих честных исканиях истины Фауста Гёте. Фауст Сокурова другой: он наш родимый нищий доктор наук, голодный, снимающий грязное жильё, зависящий материально от пожилого родителя, в общем, много знающий в сухой теории и мало чего понимающий в реальной жизни… Это Фауст современного ада-мегаполиса, где друг друга толкают и теснят в час пик, где чтобы выживать, надо торговать своими знаниями и желаниями. Где мало ценятся не только все натуральные философские камни, но и человеческие души. Где всегда губят тех, кого любят.
В начале фильма Фауст занимается обычным для всякого современного интеллигента делом. Копается в другом человеке. Уже мёртвом. «В кишках нет души, в голове один мусор», – жалуется он ученику Вагнеру. И мёртвых, и живых людей здесь никто не любит и не жалеет. И в Бога верует только Гретхен. Забавно смотреть, как бежит Фауст совращать молодую красивую девушку с криком: «Я её спасу!» Всё пропала девушка. Объект, выбранный несчастливым интеллигентом для спасения, обречён. Доказано всей мировой историей правления несчастливцев во власти.
Фауст Гёте заставил Мефистофеля привести его в тюрьму к Гретхен и там, увидев бедную девушку, испытал и жалость, и любовь, и раскаяние такой силы, что Мефистофель сразу проиграл, думая совратить Фауста простой интрижкой, великая боль сострадания стёрла грязь греха прелюбодеяния. У Сокурова интрижка осталась интрижкой, и если Фауст Гёте ещё был способен крикнуть «Остановись, мгновение, ты прекрасно», то наш Фауст уже этого сделать не в состоянии. Он патологически несчастлив, орган радости и любви окончательно атрофировался и засох, как мужской мёртвый член в первых кадрах фильма (кстати, отчего без «художественной гадости» нынче ни одного шедевра не делают – за что с нами так, а?).
Остаётся только удивляться, как А. Сокуров нашёл такого немецкого актёра на роль Фауста, с таким несчастливым лицом российского интеллигента. Даже немецкая речь не делает этого Фауста иностранцем. Этот герой наш, нашего мельтешащего бессмысленными словами времени. Недаром измельчавший в фильме до ростовщика Мефистофель всё время что-то говорит, говорит, говорит… Сатана постоянно испражняется словами. И в этих мутных потоках слов уже не найти Смысла.
И Фауст бежит, бежит, бежит из этого ада. «Много слов и страсти, нет лишь смысла» в его жизни. Путь к свободе и покою в пустыню Духа и Смысла труден, каменист, но только там и есть для него спасение. Финал фильма даёт надежду… Несчастливцы не всегда будут править бал.
«Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст». Тетралогия власти адски несчастливых людей закончилась? Надеюсь, что продолжения не будет.