Длительная дискуссия о судьбе пенсионной реформы повернулась относительно новой стороной. Сторонники сохранения пенсионных накоплений нашли, похоже, «железный» аргумент в пользу своей позиции. Минэкономразвития предлагает правительству финансировать «инфраструктурные» проекты, на которые у государства денег не хватает, за счет «длинных» денег будущих пенсионеров, скапливающихся на индивидуальных накопительных счетах российских граждан.

Причем, что интересно, министерство числит среди потенциальных источников финансирования не только деньги «молчунов», которыми управляет ВЭБ, но и средства более активных работников, которые удосужились перевести свои накопления в негосударственные фонды (НПФ) или отдали в управление частным компаниям (УК). За годы, миновавшие с введения накопительной составляющей, россияне накопили без малого два триллиона рублей. Сумма немаленькая, однако, Минэкономразвития было поручено найти не два, а три триллиона. Поэтому ведомство «посчитало» еще и резервные фонды НПФ и УК, средства Внешэкономбанка как института развития, резервы страховых компаний, деньги Агентства по страхованию вкладов и даже накопительно-ипотечные средства военнослужащих. Самая большая часть этих денег должна пойти на финансирование инвестиционных программ Газпрома, РЖД и строительство автодорог.

Вопрос окупаемости российских автодорог, если учесть феномен их российской стоимости, похоже, не стоит, даже если счет идет на десятилетия. Но и инвестиционные проекты Газпрома, стоимость которых оценивается в три триллиона, из которых 700 миллиардов предполагается «занять» из тех же «длинных» денег, вовсе не обязательно когда-нибудь окупятся. Газовая монополия уже зарыла в землю труб на десятки миллиардов ради того, чтобы пустить экспортный газ в Европу в обход Украины. И, с учетом неуклонного снижения доли российского газа на европейском рынке, есть серьезное сомнение, что эти миллиарды Газпром не «отобьет», по крайней мере, в этом веке. Памятуя о бурном развитии добычи сланцевого газа и связанных с этим мрачных апокалиптических прогнозах относительно судьбы российской корпорации, нужно быть очень рискованным инвестором, чтобы вкладываться в инвестпрограмму монополии.

Будущих пенсионеров, правда, никто особенно спрашивать не будет. Их пенсионные накопления попросту бросят волевым решением в топку инфраструктурных проектов, многие из которых рискуют не только никогда не окупиться, но даже и не быть реализованными, особенно если конъюнктура изменится и «проекты века» превратятся в «недострои века».

 Планы государства на деньги пенсионеров, страховые и пенсионные резервы, деньги АСВ и военную ипотеку удручают. Известно, что в России инфраструктурные проекты, особенно дорожное строительство — самый надежный и эффективный способ разворовывания государственных средств. И если дело дошло до совсем нелишних резервов целых секторов экономики, до пенсионных денег, то это свидетельствует лишь об одном: аппетиты чиновников, ассоциирующих себя с государством, уже не в состоянии удовлетворить имеющийся бюджет, даже разбухший за годы «ручного управления».

Так что с пенсионными накоплениями, вне зависимости от того, чем закончится дискуссия о судьбе пенсионной реформы, можно попрощаться. Как можно забыть и о надежности банковской или страховой системы в России. Вопрос в другом: на что еще обратится взор государства, когда и эти «длинные» деньги будут благополучно зарыты в землю, повысив попутно благосостояние энного количества припавших к инфраструктурной кормушке чиновников и связанных с ними бизнесменов.

Максим Блант

Источник: Ежедневный Журнал

nbsp;