По заданию консалтингового центра "Тефра" я проводила опрос жителей деревни Большая Сойва. Об этом я кратко уже писала и опубликовала фотографии собрания. Теперь опишу поподробнее.

   ООО "ПечораЭнергоРесурс" арендует три участка лесфонда. Один из них находится на правом берегу реки Сойва, напротив деревень Малая и Большая Сойва.

   Из 25-ти опрошенных 19 высказались против рубки леса на первом участке, расположенном напротив деревни. Эти данные я сообщила в центр.

                       Теперь о том, как я готовилась к опросу.

      Взглянув на карту, мне сразу стало ясно, что лес здесь рубить нельзя. Участок вплотную примыкает к деревне. Конечно, жители деревни, да и поселка Троицко-Печорск  там охотятся, собирают дикоросы. Вырубка леса нарушит водный режим, весной талые воды будут сходить быстрее, река обмелеет совсем. В верховьях реки вырубки производились раньше, во времена существования многочисленных леспромхозов. Так что данный участок леса - последняя надежда пересыхающей реки.

       Единственный телефон, находящийся в деревне, не отвечал. Хозяева живут в Троицко-Печорске, наведываются лишь изредка. Наконец, на том конце провода ответили. Я описала суть проблемы. Вскоре вышел на связь староста деревни Панов Василий. С ним мы договорились о времени проведения схода - среда 22 августа.

        В поссовете оставила уведомление о сходе. Опрос решила проводить от имени Комитета Спасения Печоры, членом которого являюсь. Сойва относится к бассейну Печоры. Председатель Комитета  Ф.Ф.Терентьев инициативу одобрил и попросил информировать редакцию "Экологического вестника".

         На сход пригласили представителей поссовета и местного отделения "Коми котыр". Никто не пришел. Приехали представители ООО "ПечораЭнергоРесурса". Случайно в деревне оказалась Н.В.Бажукова, руководитель приемной при Главе РК, уроженка этой деревни. Мы пригласили ее на собрание.

          Поскольку нам не удалось соблюсти все нормы закона, сход переименовали в собрание. Тем не менее, на нем присутствовало 18 жителей деревни.

          После собрания не все жители заполнили предложенную анкету. Из восьми опрошенных только один высказался против рубки, остальные на писали в анкете :"Согласен на рубку не ближе 5-ти км от деревни."

           На следующий день я посетила семью охотника, чья изба находится на арендуемой территории. Здесь, естественно, все были против предполагаемой рубки. В условиях безработицы охота приносит существенный довесок к столу. Беседа затянулась, и остальных жителей опросить я не успела. Третий день опроса прошел у магазина, работающего по 2 часа 2 раза в неделю. И здесь оказалось, что число жителей деревни, не желающих рубки леса больше. Опрос продолжается.

                   Какие мнения преобладали на собрании?

         В первый день опроса люди поверили заверениям лесопромышленников о выборочной рубке, следованию требованиям современных технологий. Однако, в высказываниях жителей преобладали примеры хищнической рубки леса вокруг деревни в последние годы. На левом берегу, где находится поселение, леса практически не осталось. И это в 10 км от райцентра!

         Помня, как в прежние годы рубили лес, люди не верили, что их кто-то спросит. Пришлось убеждать, что сейчас как раз и спрашивают. Мнение местных жителей учитывается при сертификации по европейским правилам. 

          Были и такие, которым все равно. К счастью, их было немного.

                              Проводились ли общественные слушания?

          В администрации района меня заверили, что "да". Лесопромышленники также подтвердили этот факт. Документа я не видела. Но,  судя по тому, что жители деревни, интересы которых затронуты в первую очередь, не знали, что лес напротив деревни будут вырубать, предполагаю, что слушания проводились в райцентре.

              Как они проводятся, я знаю, так как присутствовала на некоторых их них. Чего стоит протокол общественных слушаний  по строительству целлюлозно-картонного комбината в  Троицко-Печорске от 8 июня 2006 года, где большинство присутствовавших  были чиновники министерств и работники местной администрации. Тщетно мы с Н.М.Терентьевым пытались убедить не строить комбинат по устаревшей технологии. Естественно, мы оказались в меньшинстве! Собственно, жителей райцентра там было немного, большинство их толпилось в дверях и фойе. Вместить всех желающих присутствовать на слушаниях зал заседаний администрации не мог. Да и само слушание проходило с нарушениями. Главное - не было регистрации участников, подсчет голосов велся по поднятым рукам. Как там они подсчитывали в фойе, не знаю, не видно было.

                                               Что возмутило меня больше всего?

           Оказывается, народ утратил право как-то влиять на использование природных ресурсов! Зам. главы администрации района Волкова Г.А. поведала, что сейчас разделили муниципальную и федеральную собственность. Леса - это федеральная собственность.

          Что же получается? Лес теперь можно  рубить около поселений, никого не спрашивая?! Слушания можно проводить, но мнение жителей можно и не учитывать!

           Только коренные жители территорий еще сохранили право на традиционный образ жизни. А это значит, что жители старинной коми деревни имеют право охотиться в окрестных лесах, собирать дикороссы, как это делали их предки.

   18 сентября в деревню должен приехать министр природных ресурсов РК  Лисин Ю.В.

       Жители собираются на сход.

( продолжение следует)