Бог - это сложно, идол - это просто. Мне кажется, что наше отношение к Богу упрощает его до идола. А Бог это сложно. И мы сами ежедневно творим Бога. А если все упрощается, то вместо Бога мы выковываем идола. Бог сотворил нас, что бы мы попытались сотворить Бога в наших отношениях. Не зря же все религиозные учения мира - это не учения по поводу нашего отношения к Богу, а это учения по поводу нашего отношения к друг другу. Наш заказ на отношение к друг другу формирует церковный обряд, формирует служителей церковного обряда, формирует культуру храмов и этим самым мы ежедневно, ежемесячно и ежегодно выковываем век за веком культуру отношения друг к другу, выковыаем Бога. И если мы осознаем всю сложность наших отношений к друг другу, если мы простраиваем сложные процедуры и в долгих мучениях следуем этим процедурам проверяя процедуры временем, то мы поднимаемся над идолом и где-то как-то прикасаемся к Богу. Но если, по велению ситуации, сложной, конфликтной ситуации мы начинаем все упрощать наше отношение к друг другу Бог быстро обращестя в идолище и ускользает от нас, а наши труды по богоискательству, по богостроительству оборачиваются крахом и мы отбрасываемся на века наза...

Если кто-то в поте своем построил храм, то важно не то, что кто-то его построил (хотя это тоже важно), а как вокруг строительства строились отношения, как вокруг дальнейшей жизни храма строится буду отношения. Бог возникает именно там. Можно и храм одним махом превратить в орудие ненависти, в орудие идолища, а не любви, а вот простроить сложные отношения одним махом не возможно. Бог стриоться долго и сложно, а идол - просто.

Я долго удивлялся на слова Эрнеста, который мне вместо аргументов по поводу Православия, которое я критиковал, предъявлял его многовековую историю. А сейчас я понял, что спасение любой религии в долготе и сложности строительства отношений людей как внутри религии, так и вне ее.