Сколько раз менялась за мою жизнь система оплаты в городском пассажирском транспорте? Не знаю.
Помню лишь, что когда-то давно были кондукторы – но помню настолько смутно, что даже не уверен. Потом везде поставили кассы с механической ручкой: опусти четыре (в троллейбусе) или пять (в автобусе) копеек – и крути-откручивай себе счастливый билетик. Потом появились компостеры, в которых нужно было пробивать купленный заранее (как правило, в киоске «Союзпечати») талончик. Процедура – особенно в переполненном салоне – была настолько несуразной, что вятский поэт Сергей Шуклин даже посвятил ей персональное хокку: «В троллейбусе талончик пробиваю / Шесть дырок / Как в Сараеве». А после компостеров наступили девяностые.
При этом городские власти – как в советские, так и в антисоветские времена, – внедряя очередную систему оплаты, всегда декларировали три главные цели нововведения: сокращение числа безбилетников, точный учёт числа льготников и повышение качества обслуживания пассажиров. А когда наступал момент истины, и внедрённое приходилось вынедрять, то – опять-таки всякий раз – сокрушённо признавали, что ни одна из поставленных целей достигнута так и не была. Глупые безбилетники всякий раз находили маленькую лазейку в самой хитроумной системе. Сейчас это трудно себе представить, но в эпоху компостеров, когда проезд стоил то ли шесть, то ли десять копеек, некоторые товарищи не ленились возить с собой целые пачки пробитых талончиков, среди которых присутствовали все возможные сочетания дырок. И контролёру (а контролёры были всегда) порой приходилось проезжать по пять-шесть остановок, пока товарищ не выуживал из своей пачки билет с нужным оттиском.
Точно так же, как нетрудно догадаться, не достигнет ни одной из поставленных целей и система электронных проездных, которую сегодня столь активно нахваливают городские власти – и столь же активно проклинают городские жители: она не избавит автотранспортные предприятия от безбилетников, не спасёт городскую казну от выплаты компенсаций за проезд несуществующих льготников и не сделает наш проезд ни более комфортным, ни более безопасным. Почему я в этом уверен? Потому что система ещё не начала действовать, а интернет уже переполнен рекомендациями как для будущих безбилетников, так и для жуликоватых автоперевозчиков.
Дело ведь не в кассах, компостерах, кондукторах или валидаторах, – дело в порочной системе организации пассажирских автоперевозок, которая и честного-то пассажира рано или поздно вынудит стать зайцем, не говоря уже о честных автоперевозчиках. Это в общественном транспорте можно навести порядок. В антиобщественном – никогда.