Исламский фундаментализм ("чистый ислам") укрепляет свои позиции в Дагестане. Его военное крыло ведет партизанскую войну с правоохранительными органами. В это же время мирное крыло захватывает поры общественной жизни, организует ее на основе принципов мусульманского права (шариата), фактически формируя параллельную систему власти. Это естественный процесс: там, где государство слабо, не пользуется доверием и неэффективно, его функции неизбежно берет кто-то другой. На уровне повседневных ситуаций это может быть эффективным выходом из тупика. Так, в 90-е гг. российские бандиты заполонили ниши, оставленные государством, взяв на себя функции охраны, возврата долгов, посредничества в конфликтах, возвращения украденного, наказания виновна и даже кредитования. В современном Дагестане постепенно идет реорганизация повседневной жизни на основе исламского фундаментализма, оттесняющего не только государство, но и традиционный для региона ислам. Это создает в Россию перспективу новой социальной реальности, которая имеет все шансы вместе с мигрантами перекочевать и в русские города. Как это будет сочетаться со светским государством и образом жизни массы населения, которое на считает древние исламские нормы достойными ориентирами своей жизни? Внятного ответа пока не видно. Ясно только, что государство действует в этой области неуклюже, полагаясь на мудрость правоохранительных органов. Лучшего пути для исламизации общества не придумать. 
 
О том, как этот процесс был увиден корреспондентом "Новой газеты", эта интересная статья.
Картинки из Дагестана, где «чистый» ислам стал нормой жизни в городах и селах.
...За 15 лет вооруженного конфликта в республике выросло и оформилось несколько поколений салафитов. И это не забитые маргиналы. Они молятся в мечетях, получают образование в университетах, имеют свой бизнес и работают в государственных структурах. Они стали частью дагестанского общества.