На днях мой друг вернулся из Египта, неделю релаксировал в Шарм-эль-Шейхе с виндсёрфингом в обнимку. И как там нынче, спрашиваю.
- Отлично, наши к власти пришли!
- ??!
- Ну, братки-мусульмане. А, если серьёзно, то плохо всё. По ходу, в последний раз к пирамидам съездил.
Друг мой сам из братвы, знает предмет. Правда, лет 15, как завязал, теперь солидный бизнесмен, московский ресторатор…
Выборы в Египте выиграл представитель радикального ислама. Противостоял ему светский кандидат, ставленник военных. То есть, выбор у бедняг-египтян был не самый широкий – между двумя вариантами жёсткого авторитаризма. Но другой жизни там, похоже, просто не представляют, разрыв между кандидатами был почти микроскопическим. А дальше несколько дней тишины перед объявлением окончательных результатов. Есть ощущение, что две силы договаривались о разделении полномочий. Раз объявили победителя, и кровь опять не полилась, есть надежда, что до чего-то договорились…
Итак, пора знакомиться. Мухаммед Мурси, 60-летний инженер и бывший депутат парламента, лидер «Братьев-мусульман», которыми впору детей пугать, стал первым исламистом у власти современного арабского государства. Он стал пятым египетским президентом и первым руководителем этой страны за много-много лет, который не имеет отношения к военным.
Впрочем, его победу эксперты называют неоднозначным этапом на пути Египта от диктатуры к демократии. Бывший генерал ВВС Ахмед Шафик, занявший второе место с разрывом в три жалких процента, на удивление проявил определенную степень уважения к демократическим институтам, а будет ли это уважение проявлять исламист - ещё большой вопрос. Противоречия между военной хунтой и «братьями-мусульманами» в стране огромны. В ближайшее время Египту придётся переписать Конституцию, и на этой почве, скорее всего, вырастут новые конфликты.
Мурси уже успел удивить. Он сразу же заявил о своём выходе из «братьев», используя хорошо знакомый тезис из области ни к чему не обязывающей риторики – «хочу быть президентом всех египтян (ливийцев, сирийцев, белорусов, россиян…)». Так же он хочет развивать контакты с Америкой (что не удивительно, известно, кто избавился от Мубарака, вконец оборзевшего от полноты несменяемой власти), при этом пересмотреть отношения с Ираном в плане их улучшения, а так же с Израилем в плане ухудшения. В последнем случае речь идёт о пересмотре мирного договора, что означает новый виток напряжённости в этом и без того самом беспокойном регионе планеты Земля. Как будто мало Тель-Авив навалял Каиру в 1967 году. Остаётся надеяться, что это лишь фигура речи и не более того.
В целом же этот Мухаммед представляется мне довольно неумелым политиком, прислушивающимся ко всем вокруг. Это и есть самое опасное, от такого всего ожидать можно…
Конечно, не стоит рассматривать египетскую ситуацию исключительно в мрачных тонах. В конце концов, сегодня процесс исламизации свойственен всему Востоку. Из светских государств в Арабском мире, по сути, остались лишь Сирия и Алжир, страны, ни при каких обстоятельствах не претендующие на приставку «демократические». А египетские мусульмане как раз из умеренных, ранее «братья» много говорили и даже что-то пытались делать в плане социальной справедливости – бесплатные школы, поликлиники и т.д. Впрочем, для Египта такая политика не новость, когда-то эта страна с точки зрения советского МИДа считалась почти социалистической, туристические группы туда проходили проверку по облегчённому («югославскому») принципу. Правда, и оторваться в ней было удобнее, чем, например, в Венгрии, отец одного моего товарища в 70-х так и сделал (теперь владеет сетью кофеен в Нью-Йорке).
Тут самое время вспомнить, что выигравший выборы исламист Мурси получал светское образование не только в Египте, но и в США. Соответственно, ему будет проще с приобретением лоска, необходимого чиновнику международного уровня. Зачем это нужно? Проще будет получать кредиты. Без них Египет никуда, с момента падения режима Мубарака золотовалютные запасы страны сократились более чем в два раза, зато прирост населения такой, что Китай обзавидуется. Если исламистам и военным удастся мирно поделить власть, глядишь, что-то путное из всего этого и выйдет.
Но это, так сказать, оптимистический прогноз развития ситуации, что редко случается на Арабском Востоке. Самые свежие тому примеры революции в Ливии и в Тунисе, в такой заднице, как сегодня, эти страны не сидели ни при одном из диктаторов. В Египте тоже произошла революция. Целями её были достоинство, свобода и социальная справедливость, которых так не хватало народу при Мубараке, в то время как амбициозный проект экономического возрождения страны, предложенный «Братьями-мусульманами», не ставит таких задач. Более того, во многих отношениях это гораздо «правее» той экономической и социальной политики, которая проводилась во времена бывшего президента. Идёт простое перераспределение финансовых потоков и сфер влияния, на смену одной упёртой братве пришла другая, ещё более упёртая. Таким образом, говорить в этом случае о социальной справедливости не придётся. Бедные станут ещё беднее, так почти всегда происходит при смене «крыш».
Коллапс египетской ситуации заключается как раз в том, что с экономическими, экологическими, демографическими и прочими проблемами Египта справиться невозможно. Это невозможно никому: ни Мурси, ни какому-либо другому политику. Ожидать при этом, что Египет будет получать достаточно денег от Америки, Саудовской Аравии или Катара, последний является главным спонсора «Братьев мусульман», чтобы кормить практически 100-миллионную страну, когда деньги в казне окончательно кончатся, не то что недальновидно, но и просто глупо, такого обременения никакой бюджет не потянет.
Останется одно – устроить войнушку, чтобы сплотить народ «вокруг партии и правительства», а заодно свалить собственные удачи на внешнего врага. А он совсем рядом, Израилем зовётся. Параллельно с этим египетская армия, которая сегодня представляет светские силы, пройдёт полный курс исламизации. Представить, что за этим произойдёт в одной из крупнейших стран Востока, моей фантазии просто не хватает…
Ну, а как же с туризмом? Друг рассказывает, что впервые почувствовал на себе неодобрительные взгляды аборигенов, теперь усматривающих в доске под парусом нечто сатанинское. Не могу себе представить, чтобы исламская власть могла терпеть пляжные бикини и прочие порождения западного разврата. Да и самим туристам из цивилизованных стран вряд ли доставит большое удовольствие наблюдать, как ранее относительно свободные египетские женщины на их глазах превращаются в безмолвную скотину, закутанную во всё чёрное, такой процесс уже пошёл в Тунисе.
А ещё на тему пожрать. У страны стратегические запасы пшеницы составляют сейчас 5 млн. тонн - этого хватит для покрытия потребностей страны в ней всего на шесть месяцев. Египетский Минфин выделил 1,4 млрд. долларов на закупку пшеницы у местных фермеров, но поможет ли это - ещё большой вопрос. Обязательно найдётся какой-нибудь дурной, кто бросит клич – «туристы нас обожрали!». Как следствие, далее пирамиды мы будем рассматривать исключительно на страницах учебников истории.
Думаете, Черток пугает? Тогда почему половина встречи российского президента с израильским премьером прошла в обсуждении внутренней ситуации в Египте, отодвинув иранскую ядерную проблему на второй план? 2012-ый – это вам не 1967-ой, руководство нашей страны отдаёт себе отчёт в том, где обитают его главные друзья и стратегические партнёры.
По крайней мере, хочется на это надеяться…