22 июня завершился 12-месячный срок действия ограничений на контакты с внешним миром, которые Ай Вэйвэй (艾未未) должен был соблюдать в рамках условного освобождения из-под стражи. Напомним, что год тому назад он вернулся домой после 81-дневного пребывания в ‘черной тюрьме’, как принято называть изоляторы, где граждане содержатся без извещения родственников и доступа адвоката.
Теперь 55-летний художник имеет возможность выходить из дома без предварительного согласования своего маршрута с чиновниками столичного управления общественной безопасности. Однако паспорт автору всемирно известных работ пока не вернули, предупредив, что он не может выезжать за границу, так как все еще идет расследование по поводу порнографии, двоеженства и прочих правонарушений.
Об этом он узнал 21 июня, когда пришел в отделение милиции в Пекине. "Я узнал, что они сняли ограничения, но мне дали четкое предупреждение, сказав, что я не могу выехать из страны. Я спросил, каковы законные основания для этого, и они сказали, что все еще продолжается следствие по делам о порнографии, обмене иностранной валюты и двоеженстве, -рассказал Ай Вэйвэй в интервью Guardian. - Но я не думаю, что они в самом деле хотят публично заявлять о таких вещах, по-моему, это лишь между мной и ними, чтобы запугивать".
Дело о порнографии связано с фотографией 2010 года, на которой Ай Вэйвэй позирует с четырьмя обнаженными женщинами в студии. По его словам, женщины разместили этот снимок в интернете "как шутку". "Мы даже не прикоснулись друг к другу, - пояснил он. – Это ничего не значит. Никто не может сказать, что это порнография. Я их спросил, почему это порнография. Они сказали, что по нашим нормам, если есть обнаженная натура, и если файл открывали многократно - типа больше тысячи раз, то это порнография. У них есть такой закон – нелепость какая-то".
В свое время, высмеивая неспособность агентов внутренней госбезопасности отличить порнографию от простой обнаженки, сторонники художника размещали в интернете собственные фотографии младенческого возраста.
Подозрение в "подпольном обмене иностранной валюты" связано с проектом 2008 года, когда Ай Вэйвэй пригласил 100 зарубежных архитекторов во Внутреннюю Монголию и договорился с одной швейцарской галереей, что они выдадут им гонорары в евро, а он получит ненужные им юани. Художник состоит в формальном браке и обвинение в двоеженстве касается его 3-летнего сына от подруги, с которой он встречается открыто.
Ай Вэйвэй убежден, что эти надуманные дела предназначены исключительно для отказа в поездках за рубеж. По условиям освобождения ему запрещалось писать в твиттер или давать интервью, но он все равно делал и то, и другое. “Они сказали мне, что снимают ограничения, поскольку я хорошо вел себя весь год, - цитирует его New York Times. – Меня это поразило, ведь я нарушил почти все их условия”.
По словам художника, один офицер сказал ему: “Вам следует подумать о вашей семье и вашем ребенке”. И добавил, что Ай Вэйвэй считается правильным в персональном порядке: “У вас красные корни и здоровые ветви”. Эта фраза, заимствованная из лозунга времен Мао Цзедуна, явно должна была намекнуть, что его отец Ай Цин пользуется официальным почетом как выдающийся китайский поэт. Но так стало после того, как в 1958-м Ай Цин, боровшийся за свободу слова, был выслан в деревню, где провел около двух десятков лет.
"Они хотят, чтобы я не высовывался и не говорил о политике, не критиковал правительство. По их словам, что так будет лучше для меня и моей семьи. Они впервые упомянули мою семью и моего ребенка, и мне это кажется необычным. По-моему, в Китае это угроза", - говорит Ай Вэйвэй.
Очевидно, не без скрытого умысла заседание суда по его спору с налоговой инспекцией было назначено на 20 июня, когда Ай Вэйвэй все еще вынужден испрашивать разрешения на то, чтобы просто выйти на улицу. В мае суд района Чаоян согласился провести слушания по жалобе компании Beijing Fake Cultural Development, занимающейся проектами его студии. Адвокат компании Пу Чжицян (浦志強) подал встречный иск против налоговой инспекции, наложившей штраф на компанию в ходе закрытого заседания в июле 2011 года. Он неоднократно подчеркивал, что чиновники так и не показали ему никаких документов, свидетельствующих об уклонении от налогообложения.
Хотя именно Ай Вэйвэй внес на счет налоговой инспекции сумму в 8,45 млн юаней, чтобы получить возможность оспорить санкции в судебном порядке, ему не позволили отправиться в суд. Заседание завершилось без особых результатов, но Ай Вэйвэй подчеркнул, что не питает большого оптимизма насчет справедливого решения. Накануне заседания его друг и юрисконсульт Лю Сяоюань (劉曉原) был вызван “на чай” в 20.30 с агентами внутренней госбезопасности, которые не выпустили его до заседания.
В статье, опубликованной на днях в Guardian, Ай Вэйвэй сравнивает свою ситуацию с той, в которой оказался свергнутый с поста партбосса Чунцина Бо Силай или находился незрячий гражданский активист Чэнь Гуанчэн, сумевший в конце концов бежать в Пекин и найти убежище в посольстве США. "Можно быть высокопоставленным партийцем или самым скромным борцом за права, или же признанным художником, но у всех нас есть нечто общее: никого не ждала честная игра, открытый процесс и открытая дискуссия",отмечает он. "В Китае не установилось верховенство закона и поскольку есть власть, стоящая над законом, нет никакой социальной справедливости. Всякий может быть подвергнут гнету".
"Тупость, конечно, может на время взять верх, но она никогда не достигнет подлинного торжества, так как стремление к свободе заключено в самой природе человека. Они могут тормозить свободу, но остановить ее не в силах", продолжает художник.
На фоне этих проблем стоит отметить событие, давно ожидавшееся европейской публикой, которая внимательно следит за ситуацией вокруг художника. 14 июня в Германии вышел в прокат документальный фильм "Ai Weiwei: Never Sorry" ("Ай Вэйвэй: никогда не извиняйся"). Режиссер и продюсер картины американка Элисон Клейман с камерой в руках в течение многих лет сопровождала художника, подвергшегося ныне преследованиям за активную гражданскую позицию.
В фильме показан и тот период, когда Ай Вэйвэй, поступивший в 1978-м в Пекинскую киноакадемию, только начинал свою общественную деятельность, неразрывно связанную с политикой. Год спустя вместе с однокурсниками – это будущие знаменитые режиссеры Чэнь Кайгэ и Чжан Имоу – он создал легендарную авангардную арт-группу "Звезды", выступавшую против огосударствления искусства. В 1981-м Ай Вэйвэй отправился в Соединенные Штаты, где познакомился со знаменитым Энди Уорхолом и стал близким другом поэта Аллена Гинзберга.
Вернувшись в 1993-м из-за болезни отца в Пекин, он издает книги, нацеленные на поддержку китайского художественного сообщества. Его сборники "Черная обложка" (1994), "Белая обложка" (1995) и "Серая обложка" (1997) составлены из статей об искусстве и интервью с современными китайскими художниками.
В фильме рассказывается об одном из ночных налетов агентов внутренней госбезопасности. Как говорится в репортаже DW, “во время этого эпизода изображение черное; зато звук Элисон Клейман записала: слышно, как один из полицейских наносит диссиденту удары кулаком и рвет его одежду”. Помимо этого, режиссер включила в ленту много "видимых" сцен, обратив особое внимание публики на то, сколь абсурдные обвинения предъявляются, чтобы задержать самого известного из современных китайских художников.
26 Июн 2012, 14:58