Министр культуры Владимир Мединский призвал телеканал НТВ не показывать 22 июня фильм «Служу Советскому Союзу». Соответствующее письмо направлено гендиректору НТВ Владимиру Кулистикову, - сообщает РИА. В своем послании министр пишет, что этот более, чем спорный фильм, может быть воспринят многими как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти. Мединский утверждает, что на адрес ведомства и ему лично за два дня пришло около двух тысяч писем граждан с требованием снять фильм с показа по телевидению.
Среди прочих к министру обратился и депутат от КПРФ Владимир Симагин. Он назвал фильм оскорбительным.
(с сайта радиостанции «Эхо Москвы»)
Из вышеизложенного делаем вывод – только что назначенный министр культуры (за Мединским самим тянется шлейф сомнительной славы «своеобразного толкователя истории») сходу включился в компанию по вводу пропагандистской цензуры на телевидении. Ну, а какой ещё, вряд ли в картине с таким названием содержатся порнографические сцены?
Делаем вывод – этот фильм не появится на наших голубых экранах в обозримом будущем. Прецедент тому есть, после такой же «патриотической кампании» в СМИ был снят 9 мая с показа фильм «4 дня в мае», который я посмотрел в интернете и не нашёл в нём ничего крамольного (рецензию на него читайте здесь - http://www.rusnord.ru/2012/1/31060) . Ну, а если кто-то является поклонником отлакированной по советскому образцу истории, так на всех не угодишь…
Пошёл по тому же пиратскому пути – скачал и посмотрел. Да, не шедевр ни разу. К Ноне Гришаевой отношусь с прохладцей, не в моём вкусе, в Максиме Аверине упорно вижу Глухаря, похоже, этот бедняга из статуса «актёр одной роли». Остальное требует разбора и осмысления…
Итак, краткое описание сюжетных линий. Двое видных деятелей советской культуры (он – известный журналист, орденоносец, редактор чего-то там партийного и личный друг Хемингуэя, она – актриса и певица, ассоциативный намёк на Лидию Русланову) живут в гражданском браке и постоянно ссорятся. Последний раз – на приёме в Кремле, где сумасбродная дама напивается до положения риз, просыпается в койке Лаврентия Берия, но так и не удовлетворяет всемирно известную похоть наркома внутренних дел. Параллельно журналист делает роковую ошибку (вместо «товарищ Сталин» в газетной передовице напечатано «Сралин»), и надолго отбывает в лагеря по 58-ой.
Тем временем на воле начинается Великая Отечественная, о чём зека узнают только через пару месяцев и то случайно. Как раз в этот момент в лагерь в порядке развлекухи приезжает бригада артистов из числа заключённых, где примой выступает та самая «не дающая» актриса (вот мстительный гад Палыч!). Естественно, что эту сомнительную на мой взгляд красоту пытается трахнуть всё лагерное начальство, но делает это (почему-то) слишком робко.
Тут, как назло, в окрестностях лесоповала обнаруживается немецкий десант с заданием взорвать что-то очень важное для оборонной мощи советской страны. Лагерная охрана во главе с начальством, резонно посчитав «какие из нас вояки», линяет в неизвестном направлении, в спешке позабыв прихватить несколько вертухаев, спавших после пересменки. Вся власть в зоне переходит в руки временного военного совета, который, по законам жанра боевика, возглавил личный друг «старины Хэма».
Ну, а дальше, как поётся в известной песне – «советская «малина» врагу сказала – НЕТ!». Сводный отряд политических и уголовных, используя навыки «форточников» и комиссаров времён Гражданской войны, браво уничтожает вражеский десант, попутно захватывая какие-то сверхважные документы (похоже, что план «Барбаросса»). Далее, победители сообщают в Мурманск о своём скромном подвиге, а так же о позорном поведении ВОХРы, и ждут приезда областного начальства, которое «всё рассудит по справедливости». Оно, начальство это, действительно приезжает, однако не милует, а казнит героев в надежде скрыть несмываемый позор, лёгший на их синие погоны.
Ой, чуть было не забыл. В какой-то момент неугомонная актрисулька звонит из кабинета «кума» зоны по прямому проводу(!!) товарищу Берия, рассказывает о подвиге своего гражданского мужа, а от себя лично обязуется «дать» наркому по первому же требованию. На что Лаврентий отвечает со свойственным ему и подобным иезуитским коварством – приказывает начальнику зоны лично «шлёпнуть», причём не по попе, не почину разборчивую дамочку, типа «спасибо, но уже НЭ НАДА». Что тот и делает с тщательностью коммуниста, а потом всю войну переживает и уже в Берлине исповедуется известному поэту-писателю (то ли Симонову, то ли Твардовскому, а то и самому Михалкову). Заканчивается кино вечным вопросом – «Есть ли Бог?», и очень несвоевременным для 45-го года ответом – «Не знаю, но не верить в него ещё хуже».
Ну как, лабуда? На мой взыскательный вкус поклонника авторского кино – так полная. Но что в этом фильме вредоносного и лживого – убейте, не пойму…
Начнём с того, что в начальных титрах отсутствует строчка «художественная реставрация действительных событий» или ссылка на соответствующие документы и показания свидетелей из архива НКВД. Получается, мы имеем дело с чистым авторским вымыслом, к которому и относиться надо соответственно.
Конечно, так называемые «кинодопуски» местами зашкаливают. Например, по ходу сюжета зрителю не единожды напоминают, что главный герой был дружен с Хэмингуэем, а все окружающие при этом делают серьёзные, понимающие лица. Интересно, многим ли советским людям в начале сороковых было известно имя будущего лауреата Нобелевской премии в области литературы? Подозреваю, что о нём не ведал даже самый большой друг писателей товарищ Сталин. Ну, а сейчас о нём подзабыли, так что автор фильма Менакер, похоже, вставил упоминание автора «Прощай, оружие», чтобы публично обозначить свои литературные пристрастия. Что ж, хозяин – барин, имеет полное право…
Что-то непонятное творится на экране с географией. Вроде бы по сюжету действие происходит где-то на Кольском полуострове, в лесотундре, однако зэки валят деревья на фоне пейзажа, более характерного для Карелии. В общем, тот же ляп, что и выход по телефону из кабинета старшего лейтенанта напрямую к наркому. Так же я не слышал и не читал о разъездных бригадах арестованных артистов, слишком много вольностей для заключённых. Хотя не исключаю, что нечто подобное могло иметь место, во времена Большого террора деятелей культуры сажали много и часто.
Победа воровского спецназа над профессионалами-диверсантами (жаль, что имя Отто Скорцени забыли упомянуть для пущей солидности) вообще отдельная песня. Даже странно, что мы долгие четыре года валандались с этими слабаками…
Но это же кино, Великая иллюзия. Тогда почему не возмущаться историями, когда семь ковбоев расстреливают несколько сотен мексиканских головорезов («Великолепная семёрка»), или когда один рейнджер Рэмбо ставит на уши всю полицию штата? Весь мир это смотрит, в том числе и у нас, и никто возмущённо не чирикает. Потому что таковы законы жанра, зритель хочет видеть всесильных героев. К тому же по ходу сюжета эти подвиги оправданы рассказами про славное боевое прошлое политических и воровскую квалификацию блатных.
Специально прошёлся пол интернету, почитал главные претензии к «Служу Советскому Союзу». Основная – опять показали, что в СССР все сидели. Ну, а разве не так? Хорошо, не все. Помню, как в эпоху гласности возмущался бригадир мосфильмовских осветителей – «в моей семье никого не посадили, у знакомых тоже». Что ж, поздравляю, значит, повезло, никто на работу не опоздал на десять минут, никто на трёх колосках в колхозном поле не попался. А вот вокруг нашей семьи, да и внутри неё, сидели через одного, а то и чаще. Потому что образованные люди были, высокие должности занимали, да и происхождение имели отнюдь не простое.
Да, меня самого покривила история со «сталинский – сралинский», так как слышал её в десятках интерпретаций. Но мне родная бабушка, на всю жизнь испуганная тем временем, шёпотом рассказывала, как в газете, в которой она работала в эвакуации, корректоры проглядели такую же ошибку, и как вся редакция целую ночь подчищала готовый тираж, благо он был небольшим. А своей бабушке я верю. Получается, автор сценария взял самую характерную для того времени историю и перенёс на экран. Получилось не очень изысканно (не как у Тарковского в «Зеркале», где только намёк на возможную трагедию всей жизни, просвистевшую мимо), но уж точно неподсудно.
Ещё чистоплюи из интернета возмущаются демонстрацией известного порока наркома Берии. Ну, а что не так? Не буду ссылаться на экранизированную «Московскую сагу», где всё то же самое, ещё и с намёком на педофилию, Аксёнов имел право на авторскую фантазию. Но у моей мамы при подобных обстоятельствах пропала рыжая одноклассница. Девочки из школы видели, как её затаскивали в машину Берии, после чего она навсегда исчезла из их жизни. Родители ходили в милицию с заявлением на розыск, вернулись перепуганные и молчаливые. Как-то уже описывал эту историю, меня потом ехидно спросили – как это простые советские школьницы смогли определить машину Берии? То-то и оно, что не простые. Наша школа традиционно «обслуживала» Дом на набережной (Дом правительства), его взрослые обитатели были в курсе «увлечений» своего видного товарища по партии, и строго предупреждали своих женщин, от какой машины и с какими номерами надо шарахаться, как от чумы.
Ну, а то, что молодой начальник зоны рьяно полез на довольно потасканную тётю… так он в этом не оригинален. Знаете, сколько вокруг бродит закомплексованных мужиков, мечтающих самоутвердиться на знаменитости. У них не то, что Гришаева, Рина Зелёная в роли миссис Хадсон за первый сорт пойдёт…
Что касается показанной в фильме трусости лагерной охраны, то не надо путать вохровцев с десантниками или даже с пехотой. Это особые войска, со своей психологией и жизненной установкой. Их дело охранять и ненавидеть, а не побеждать и защищать, во время моей армейской службы ВВшников презирали в других родах войск. Конечно, парни-срочники не виноваты в том, куда их родина служить послала, но тех, кто окончил соответствующее училище, подобный жизненный выбор характеризует с определённой стороны.
Конечна, когда война – совсем другое дело, но на начало фильма она только началась. И в самом конце мы видим того же старлея повзрослевшим, повидавшим и глубоко раскаявшимся. Лично я бы закончил картину не его диалогом с писателем, а приходом в монастырь послушником. Почему нет, если всё равно «клюкву» снимали…
То, что героев-заключённых расстреляли охранники, вернувшиеся на зачищенную от немцев территорию, логически вполне оправдано. Представьте себе, что подобная история действительно имела место быть. Какой сумасшедший оставит в живых свидетелей своего позора, а по сути предательства? Тем более что в начале войны жизнь врага народа совсем ничего не стоила. Впрочем, как и в мирное время. И не только врага, но и простого человека…
Да, фильм пустяшный, из дешёвых боевичков, но ничего лживого, очерняющего нашу историю я в нём не увидел, потому что ТАК БЫЛО. Что поделать, если на тему начала войны мы в последнее время только и снимаем памфлеты уровня «УС-2» Никиты Михалкова. В фильме Леонида Менакера исторической правды больше на порядок (про художественную ценность умолчу, чтобы лишний раз не тревожить память покойного режиссёра и сценариста).
Кстати, о министре Мединском. Несколько месяцев назад в одном из телевизионных ток-шоу этот, тогда ещё просто общественный деятель, с возмущением рассказывал про «самую обычную московскую школу» своего сына. Мол, в ней училось семь (!) Героев Советского Союза, а она носит имя какого-то критика Белинского, какое расточительство по отношению к истории своей страны и патриотическому воспитанию молодёжи!
Штука в том, что это уже упомянутая в рецензии школа № 19, которую я тоже имел честь заканчивать. И фамилии Героев, о которых говорил министр культуры, хорошо помню, да и вы они знакомы – Ибаррури, Микоян, Каманин, Говоров и т.д. Дети крупных военноначальников, партийных и государственных деятелей советского периода. Их лишний раз старались не поминать, чтобы не возбуждать порочные мысли о том, кто, как и за что получал высокое звание, кому это было сделать проще, чем остальным. Такая у нас страна, такая история…
Когда в армии перед строем мне приходилось говорить «Служу Советскому Союзу!», всегда в голове вертелась реплика Фамусова их «Горя от ума» - «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В СССР больше ценились те, кто умел именно прислуживать, ибо тот, кто готов честно служить, по определению смел и стоик, а значит потенциально опасен для той власти… да и для этой тоже.
Уж не об этом ли фильм со всеми перечисленными мною минусами?