В мае на Арктик - ТВ прошла необычная информация: местный телеканал сообщал о том, что в ФКУ ИК № 18 УФСИН РФ  по Мурманской области 14 мая 2012 года были избиты сотрудниками УФСИН четверо заключенных. Адвокат одного из заключенных предоставила журналистам фотографии, на которых у четырех человек в кровь исполосованы спины. Эту ситуацию с применением пыток в тюремной системе Мурманской области, кроме адвоката, представителям СМИ прокомментировала председатель региональной общественно наблюдательной комиссии (ОНК) Ирина Пайкачева.

Журналисты Арктик – ТВ планировали посетить ИК № 18 совместно с правозащитниками из ОНК, но согласовать с УФСИН возможность и сроки такого посещения им так и не удалось.

7 июня 2012 года  правозащитники в расширенном составе ОНК вместе с членом Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Андреем Бабушкиным посетили указанную колонию с проверкой, результаты которой приводим в прилагаемом заключении.

Заключение по результатам проверки соблюдения прав человека

 в деятельности ФКУ ИК № 18 УФСИН РФ  по Мурманской области

(выдержка по событиям 14 мая)

7 июня 2012 года член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ (эксперт ОНК Мурманской области) Бабушкин А.В. совместно с председателем ОНК Мурманской области Пайкачевой И.В. и членом ОНК Пайкачевым В.И. при участии помощника начальника УФСИН РФ по правам человека Бабаскина Ю.А. провели совместную проверку соблюдения прав человека в деятельности ФКУ ИК № 18 УФСИН по Мурманской области.

В ходе проверки установлено следующее:  

Строгие условия отбытия наказания, ШИЗО, ПКТ.

В  СУОН  отбывает наказание 29 человек, которые содержатся в камерах.

Осужденный Ющенко Андрей Александрович сообщил о том, что 14 мая 2012 года во время обыска осужденных вывели в душевое помещение, где 8 осужденных находились  более часа. В помещении было влажно и душно. Осужденные стучали, просили их вывести. Осужденному Долокяну стало плохо. После стука в дверь сотрудники в масках забежали в помещение, стали кричать: «кому что не понятно», «кто разрешил стучать», не спросив в чем дело, стали бить Ющенко и Ионова Артема Николаевича (освободился 17 мая 2012 года). Людей в масках было от 6 до 10 человек. Командовал ими зам по БИОР Сухарев. Злати Вячеслав и Фарафонтов Александр были избиты в жилом помещении № 21. У Ющенко, Златин, Ионова, Фарапонтова были зафиксированы побои в виде следов от ударов. Видеофиксация не велась. Данные события видели Гончаров Алексей Михайлович, Тарханов Михаил Евгеньевич, Дроздов Вячеслав Владимирович, Субботин Сергей Александрович, Шаромов Шерзод Батырович, Макаров Максим Игоревич. Никаких запрещенных предметов обнаружено не было. Были изъяты разрешенные предметы, в том числе фотоальбом у Новикова Виктора Викторовича, которого водворили в  ПКТ  за жалобы.

Будучи опрошенным, осужденный Долокян Давид Ваноевич пояснил, что страдает…………………., когда его и других осужденных заперли в бане, ему стало нечем дышать, он просил включить вентилятор, однако это привело к неадекватной реакции со стороны сотрудников в масках. Находится в  СУОН  3 года. Год находился в  СУОН  без взысканий. Мед. помощи не получает. После инъекции, сделанной  в  колонии, у него пол года тряслись руки, пол года он не мог встать с постели, соседям-осужденным приходилось кормить его с ложки.

Злати пояснил,  что 14 мая  разбросали его вещи, потребовали снять штаны, несмотря на то, что было холодно, при этом ему наносили затрещины по голове и ушам, после чего его отвели в обысковую, где прижали к столу, зажали рот и горло,   сняли ремень и стали бить ремнем. Стали выкручивать ногу, в которой  после аварии установлена пластина. Злати кричал, что у него в ноге пластина. Когда осужденные из его камеры  стали стучать, пришел Сухарев  и сказал, что он «сейчас постучит». Начмед Попов зафиксировал побои – опухоль голеностопа, посинение ноги, гематомы от ремня на спине и пояснице, кровоподтеки на голове и лице.

Новиков В.В. пояснил, что Сухарев и другие сотрудники забрали фотоальбом, материалы уголовного дела, спортивный костюм, трусы, носки; через несколько дней все вернули. За что его направили в  ПКТ  не знает, за постановление не расписывался, объяснений не давал. Водворен в  ПКТ  на 6 месяцев.

Фарафонтов Александр Александрович рассказал о том, что его обыскали в камере, после отказа снимать костюм по команде зам по БИОР,  стали бить по спине, причинив гематомы, ссадины и царапины; было нанесено более 10 ударов; удары наносило 6 человек. Данные события видел Воеводин Андрей Васильевич. Воеводина и Ферапонтова опрашивал сотрудник  ОСБ УФСИН, но не опрашивал следователь СУ СК.  Вещи не вернули до настоящего времени, хотя обещали вернуть  16 мая. У Ферафонтова до сих пор одни носки, трусы и футболка.

Ферапонтов страдает…………………….; обращался по поводу мед помощи, но помощь оказана не была.       

Качество проверки по жалобе свидетельствует, что ни сотрудники собственной безопасности УФСИН,  ни сотрудники  СУ СК ни одного пострадавшего и свидетеля не опросили.  

Рекомендуется:

- признать качество проверки, проводимой СУ СК РФ о Мурманской области событий 14 мая неудовлетворительным;

- обеспечить  полноценную проверку;

- проверить обоснованность нахождения в СУОН Долокяна, обоснованность перевода в ПКТ Новикова;

- обеспечить оказание надлежащей мед помощи Злати и Ферапонтову.   

Рекомендуется:

- перевести СУОН из помещений камерного типа в запираемые помещения общежитий.