Короткое путешествие на Соловки

 

Еще до официального начала навигации на Соловки, которая в этом году по распоряжению губернатора Архангельской области открывалась 12 июня, мне с коллегами удалось побывать на знаменитом острове в Белом море. Официальное открытие навигации, как правило, вносит определенную упорядоченность в расписание отправления на остров катеров от пристани «Причал», расположенной километрах в пятнадцати от ж/д станции  Кемь. Нам повезло, мы успели на катер, отправившийся к Соловкам в туже минуту, как только за моим спутником Андреем Бабушкиным был убран трап.

Путешествие до Соловков на катере заняло два с половиной часа. А в  семичасовой промежуток до отправления катера обратно в Кемь я должна была многое успеть. Прежде  всего, наведаться в главную  достопримечательность архипелага – Соловецкий Кремль. Мой коллега Андрей Бабушкин, впервые попавший на Соловки, отправился в Кремль на трехчасовую экскурсию. Моей  же следующей задачей было найти и посетить отдел полиции.  Девушка на велосипеде, одетая как послушница, в строгом пиджаке и длинной юбке и с огромным букетом красных тюльпанов в руках,  обгоняет меня по дороге из Кремля  в поселок. Чуть раньше я ее заметила среди участников Крестного хода вокруг Кремля. Мы оказались его свидетелями, поскольку прибыли на Соловки в День всех святых.  Велосипед вязнет в песке и я решаюсь ее расспросить. Голосом благочестивой монахини она поведала мне, что участковый полицейский располагается в-о-о-н в том сером здании, где находятся заодно администрация и больница.

Обойдя  вокруг закрытого на выходные дни серого двухэтажного здания местной администрации в поисках хотя бы вывески о том, что там располагается и полицейский участок, я сфотографировала зарешеченное окно, справедливо полагая это верным признаком размещения за ним полиции. Фамилию и телефон участкового мне дали в больнице, расположенной на втором этаже. Больше ничего о функционировании полиции в поселке Соловки выяснить не удалось.

Дальше от здания администрации я пошла по улице Павла Флоренского вдоль десятка современных двух-трех этажных красивых каменных коттеджей, где живут небедные соловчане. Дорога привела к памятнику узникам Соловецкого ГУЛАГа, где в прошлом году я от делегации мурманского «Мемориала» возлагала на митинге цветы к Соловецкому Камню. Тогда же был открыт еще и камень с надписью о поляках, сгинувших в ГУЛАГе.  

От Мемориала жертвам ГУЛАГа через Морской Музей, где энтузиасты собирают все, что связано с поморами на Соловках и восстанавливают баркас Петра Великого, обогнув бухту Благополучия, я вернулась к информационному центру Соловецкого музея-заповедника для встречи с его сотрудницей Ольгой Бочкаревой. Договорившись с Ольгой о приглашении мурманской делегации на очередные дни памяти на Соловках жертв массовых политических  репрессий, проводимых ежегодно 5-8 августа, мы отправились  уже всей нашей небольшой группой к северным, называемым еще и лопарскими (саамскими) лабиринтам.

Саами на Соловках

Соловки – это 6 больших и 100 маленьких островов. Общая площадь архипелага – около 300 км.кв., в т.ч. 200 км.кв. – остров Соловецкий. Второй по величине остров – Анзер находится севернее. К востоку от Соловецкого находятся острова Большая и Малая Муксолма. Эти саамские названия – одно из основных свидетельств того, что первыми обитателями островов были саами.  Саами жили на Соловках несколько тысячелетий, а также  в первые десятилетия существования соловецкой обители: у них монахи покупали продовольствие.

На острове несколько сувенирных лавок и магазинчиков. Но саамских сувениров в них нет. Что же, кроме названий трех островов напоминает об их пребывании на архипелаге? Экскурсионные справочники указывают, что на островах существуют «северные лабиринты». Соловецкое скопление лабиринтов разбросано по разным островам архипелага, но самая значительная ее часть сконцентрирована на острове Большой Заяцкий, находящемся на юго-западе архипелага, площадью всего 1,5 квадратных километра.

На Б. Заяцкий остров отправляется экскурсия. Стоимость трехчасовой экскурсии 550 рублей, для пенсионеров 50 рублей скидка. Но мы на нее не успеваем: где-то «затерялся» Андрей Бабушкин.

 В ожидании Андрея листаю справочники, удобно расположившись в кожаном кресле информационного центра Соловецкого музея. Но о саами и их святилищах информация в справочниках скудная. Такое впечатление, что она почти никому из сотрудников, а, тем более, церковной власти островов, мало интересна. А ведь эта древнейшая страница истории архипелага могла бы дополнительно привлекать туристов.  

История заселения и использования Соловецкого архипелага насчитывает около семи тысяч лет. В XII-XIV веках в процессе освоения Соловков активно участвовало и коренное население - саами. К этому времени уже сформировались все памятники саамской культуры на Соловках, доходящие по численности до нескольких десятков. Но свои святилища саами пришлось оставить: коренное саамское население этих регионов было оттеснено в более северные районы Кольского полуострова и Скандинавии.

Самые ранние сведения о загадочных археологических памятниках Севера - лабиринтах - находятся в записях русских дипломатов Г. Б. Васильчикова и С. Г. Звенигородского, побывавших в северо-западной части Кольского полуострова в 1592 году, в связи с переговорами со шведами о русско-датской границе: «А в Варенге, на побоище немецком... на славу свою принесши с берегу камень в вышину от земли есть и ныне больше сажени, а около него подале выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был у него тот оклад Вавилоном...».

Археологи выдвинули одну из гипотез о лабиринтах как «надмогильных сооружениях», которую в 1971 году подтвердили раскопки «валунных насыпей» на острове Анзер. В результате под лабиринтом были обнаружены остатки захоронений. На основании анализа погребений был сделан вывод о времени возникновения северных лабиринтов: III тысячелетие до нашей эры – первая половина I тысячелетия до нашей эры.

Лабиринты расположены не только на Соловках, но и у Белого, Баренцева и Балтийского морей – по всей территории обитания древних саами. Как правило, они находятся на островах, полуостровах и в устьях рек. Иногда разбросаны поодиночке или, как на Соловецких островах, образуют большие группы, сочетаясь с кучами камней, длинными стенами из валунов и другими не менее загадочными сооружениями. Каменные лабиринты - сложные спирали (диаметром от 5-6 до 30 метров), выложенные из камней, диаметром десять – тридцать сантиметров. У входа в лабиринт и в центральной его части камни, как правило, еще больших размеров. Каменные кладки образуют спиралевидные системы поворотов, но, в конце концов, приводят к центру фигуры, от которого иногда есть и обратный ход.

Наконец, нашелся Андрей. И мы, прихватив уже задремавшего Урмата, который с утра на взятом напрокат (80 руб/час) велосипеде успел объехать большую часть острова, в том числе и ту его сторону, куда мы направляемся, но был не прочь вновь отправиться на берег моря, идем к лабиринтам, расположенным примерно в полутора км. от Кремля на восток.

Наш путь идет вдоль «задней» стены монастыря по Набережной Святого озера которую облюбовали для выпаса и возлежания соловецкие коровы. На другой стороне Святого озера за футбольным полем аэродром, по которому выруливает, готовящися вылететь в Архангельск, самолетик.  

Справа от нас остается здание местной администрации, затем выходим на площадь поселка, вдоль которой расположены ГУЛАГовские бараки. В одном из деревянных бараков оборудован музей ГУЛАГа, в котором прямо сейчас Ольга Бочарова ведет экскурсию, на которую мы тоже безнадежно опоздали. В соседнем бараке расположен промтоварно/продовольственный магазин. А на табличке барака напротив читаем, что это был барак детской колонии. Таблички также сообщают, что гулаговские бараки являются памятниками истории.

На выходе из поселка видим самый маленький, который я встречала, с одним окном Сбербанк, за ним отель «Соловки», напротив отеля  брезентовая, как у солдат в походе,  палатка, которая в прошлом году попала на первый канал ТВ.  В передаче рассказывалось, что приезжий мэр Соловков не имеет на острове жилья, поэтому поселился в этой палатке, привлекая внимание к своей проблеме.

Дальше лесная тропинка приводит нас на побережье морской бухты, вдоль которой тянется линия «танцующих» берез. Их стволы причудливо искривились из-за сильных морских ветров. Потом начинается песчаный, заросший жесткой травой и  диким щавелем пляж. Мягкий песок, теплый солнечный день располагают поплескаться в мелком, образованном отливом, морском озерце. Но мы уже рискуем опоздать на катер, поэтому направляемся к лабиринтам - цели нашего путешествия.

Два лабиринта расположены в нескольких метрах от береговой линии. Назовем их условно «большим» и «малым». Материал, из которого сложены лабиринты, - местный валун со стандартным для подобных лабиринтов  диаметром 10-30 сантиметров. Какой-либо искусственной обработки камней не наблюдается.

Сейчас, во время отлива, от того лабиринта, что побольше, до воды метров тридцать. Диаметр большого лабиринта примерно семь метров. Длина коридора (входа) - около метра. От входа в противоположные стороны идут в виде не смыкающихся  колец две спиральные дорожки. Ширина между кольцами (дорожками) 30- 40 сантиметров.

Малый лабиринт расположен в пяти метрах от большого и в 35 метрах от прибойной линии моря. Как и большой, он зарос травой и диким щавелем. Диаметр малого лабиринта метра 4, он закручен в виде спирали, которая ведет в центр к более крупному камню.

Интереснее исследовать было большой лабиринт. Андрей с Урматом отправились в путь в противоположные стороны по обеим его спиралям: Андрей справа от входа, Урмат слева, встречаются один раз друг с другом, затем каждый поочередно проходит через центр, затем отправляются в обратный путь по дороге, которую прошел другой, затем выходит с той стороны, где другой зашел.

Прагматичного Андрея все интересовал вопрос, какое значение имели лабиринты для саами. Его мало устроил мой ответ, что ни современные саами, ни ученые не имеют на него точного ответа. Скорее всего, разные лабиринты имели и разное назначение.

Президент Саамского парламента российских саами Валентина Совкина при посещении нашей группой села Ловозеро на Кольском полуострове рассказывала нам, например, что кладбища у саами всегда располагались за рекой: вода не позволяла душам умерших попасть из «нижнего» мира мертвых в «верхний» мир живых.  Это поясняет то, что причудливые лабиринты с двумя входами-выходами имели культовое назначение и могли использоваться для того, чтобы  «запутать» ушедших в мир иной соплеменников обратно к живым. А малые могли быть могильными знаками над местом погребения.

Население Поморья повсеместно называет лабиринты «вавилонами». Но это название отражает только внешнее устройство, запутанность и затейливость ходов лабиринтов. Существуют различные предания о «вавилонах». Саами считали, что они строились в честь сейдов – языческих божеств.

Загадки лабиринтов еще остаются неразгаданными. Поэтому они и привлекают к себе пристальное внимание пытливых умов.  Но некоторые посетители Соловков вынимают камни из лабиринтов. В нынешнее посещение я увидела несколько каменных пирамид, появившихся с прошлого года. Не хотелось бы, чтобы лабиринты, просуществовавшие тысячелетия, были разорены, что называется, на наших глазах.

У меня родилась мысль предложить Саамскому парламенту взять «шефство» над соловецкими лабиринтами, которые, в связи с наплывом туристов легкой доступностью находятся в повышенной «группе риска».  Иначе придется разгадывать тайны уже разоренных лабиринтов.