Кольские саами
8 июня удалось осуществить давнюю мечту автора книги о народах, населяющих современную Россию, Андрея Бабушкина – привезти его в пос. Ловозеро – районный центр Мурманской области и столицу Кольских саами.
Наш гид по Ловозеру – Валентина Вячеславовна Совкина, председатель Саамского парламента.
В селе проживает 2900 человек. Речка делит село на 2 части: саамскую и коми – ижемскую.
Раньше в селе были интернат и школа. Сейчас их объединили. В школе – около 300 детей. Только в начальной школе 1 час в неделю (!) изучают саамский язык. В средней и старшей школе изучение саамского проводится факультативно. В начальной школе около 30 саами, в средней – 20 человек, в старшей – 10. Ловозерская школа – единственная школа в России, где изучают саамский язык. Около 100 саами живет в Ревде, около 60 – в Краснощелье. Однако в школах этих поселков учителей, которые могли бы преподавать саамский язык, нет. Никакой политики государственной поддержки сохранения и развития саамского языка в области нет. В настоящее время саамский язык знает не более 1000 человек, говорит по саамски лишь 500 человек, из них бегло – не более трехсот. Таким образом, язык саами находится на грани вымирания. Сегодня практически сохранился лишь один из 4 диалектов кольских саами – кильдинский, три других диалекта исчезли или почти исчезли, оставшись лишь в памяти ученых.
У Саамского парламента сложились непростые отношения с властями области. При губернаторе существует совет представителей саамов. О том, как этот совет отстаивает интересы саами, видно хотя бы из того, что совет предложил временно лишить саамских охотников квот на охоту, мотивируя это тем, что 10 охотников – саами могут перестрелять всех диких животных. Как я понял, Совет пытается защитить интересы саамских общин, в то время, как Парламент защищает всех саами.
Пытались найти в селе Ловозеро, где продается оленина. Увы, ни в обычных магазинах, нет ни оленины, ни продуктов из нее. Продавцы удивленно смотрят на нас. Возможно, все это продается в биоцентре СПК «Тундра», однако он к 18.00 уже закрыт.
В Ловозере существуют конторы 2 колхозов – «Тундра» и «Оленевод». Общее поголовье оленей – 24 тысячи голов, которые кочуют по всей северной части полуострова. Несмотря на принятие закона о северном оленеводстве, никаких существенных сдвигов не произошло. Программа поддержки оленеводства не принята, кружок юных оленеводов не создан, кочевые школы не появились. В Ловозере и в Мурманске есть саамские магазины, где можно купить унты, сумки и различные сувениры, изготовленные из кожи, шкуры и рога оленя.
Самое старое здание Ловозеро – кожевенный завод, построенный в конце 19 века коми - ижемцами. Уже много лет этот завод не работает. Разговоры о возобновлении его работы так и остаются разговорами. Завод представляет из себя некрашеный приземистый крепкий деревянный барак примерно 20 на 6 метров. Одно из окон здания выбито. Заглядываем вовнутрь и видим, что весь пол усеян мусором.
Проезжаем мимо кладбища. Саамские могилы не отличаются от обычных российских. Раньше на могилах ставили домовины: могильный холмик обкладывался деревом. Сейчас этого не делают. Кладбище находится за рекой не случайно: по саамским поверьям покойника надо обязательно перенести через воду, чтобы он не вернулся обратно.
Каждый год в третье воскресенье июня в селе Ловозеро на берегу озера Поповское проводится саамский фестиваль «Летние саамские игры», на который собирается около тысячи участников. 16 июня 2012 года пройдет XXVII районный праздник, ставший неотъемлемой частью традиционного образа жизни этого народа, продолжением культурных обычаев предков. Но появляются и новые веяния. В прошлом 2011 году накануне фестиваля группа саами подала уведомление о проведении пикета в защиту нарушаемых интересов саами, однако получили отказ. Оказывается, на своей земле саами не могут заявлять о том, что не все, мягко говоря, хорошо обстоит у древнейшего народа северной Европы. Тогда две женщины – саами решили провести 2 одиночных пикета. Одна подняла плакат «Хотим есть нашу рыбу!» Вторая держала плакат, чтобы правительством было обращено внимание на проблемы саами. Через несколько минут обе активистки возрождения саамского народа были окружены милицией, их «переговоры» длились почти два часа. Суд приговорил обеих к штрафу в 500 рублей.
До сих пор не существует полноценного музея истории и культуры саами. Такой музей решили создать. Но почему то не в Ловозере, а в Ревде. Создавать музей планировалось в этом году, но инвестор сбежал. В настоящее время нет ни одного традиционного саамского жилища. Не существует ни одного этно-культурного заказника – заповедника.
А. Бабушкин в своем недавнем послании президенту сформулировавший ряд принципов, выполняя которые можно улучшить жизнь коренных малочисленных народов России, предложил провести в этом году в Москве круглый стол, посвященный обсуждению проблем именно российских саами и поиску их решений. Хорошей датой стал бы день коренных народов мира, отмечаемый 9 августа. Если Андрей возьмется за организацию этого мероприятия, то краткий срок до указанной даты не окажется помехой. В его организаторских способностях мы неоднократно убеждались.
Саамский культурный центр села Ловозеро. Валентина Совкина, председатель Саамского парламента Кольского полуострова (в центре); Ирина Пайкачева, юрисконсульт Саамского парламента Кольского полуострова; Андрей Бабушкин, автора книги о народах, населяющих современную Россию.