Обладать квартирой в крупном городе, особенно в его центре, значит иметь целое состояние, обеспечивающее безбедное существование до конца жизни. Неудивительно, что оставшиеся от одиноких пожилых людей квартиры попадают под пристальное внимание аферистов. Как квартиры одиноких людей становятся собственностью мошенников, рассказывает адвокат Олег Сухов.

«Выморочные квартиры» — нажива для мошенников

«Выморочное жилье» — это закрепившийся термин. Им обозначаются пустующие квартиры умерших граждан. По действующему закону, если в течение шести месяцев наследники на жилплощадь не объявились, то такие квадратные метры должны быть переданы в собственность государства. Но у нашей власти, видимо, и без них, забот хватает. В итоге собственность, оцениваемая в десятки тысяч долларов, оказывается, по сути, ничейной, а значит – привлекательна для разного рода мошенников. Нередко такую жилплощадь переоформляют в собственность еще при жизни хозяина или, если вовремя не подсуетились, «задним» числом.

Власти бездействуют — мошенники богатеют

Как было сказано выше, если хозяин приватизированной квартиры умер, не успев передать или завещать ее другим людям или организациям, то она отходит в собственность государства. Если человек жил в муниципальной квартире по договору социального найма, то после его смерти она возвращается муниципальным органам. На первый взгляд в этой схеме все оптимистично: государство получает после умерших граждан щедрый подарок в виде недвижимости, которым может распоряжаться по своему усмотрению. Казалось бы, только в Москве ежегодно переходят в ранг «бесхозных» тысячи квартир, то есть у чиновников есть реальный шаг решить проблему жилья для очередников и молодых семей. Но не тут- то было!

В реальности государству достаются лишь «крохи» бесхозной недвижимости, поскольку все остальное прибирают к рукам мошенники. Такая ситуация сложилась исключительно из-за пассивной позиции самого государства, которое не занимается данным сектором жилья и своим бездействием открывает простор для деятельности аферистов.

«Страшные» цифры статистики

Поток дел о «выморочке» регулярно появляется в производстве районных, городских и окружных прокуратур, и пока эта ситуация не меняется. В 2011 году Перовская межрайонная прокуратура г. Москвы озвучила неутешительные результаты проверки жилищного фонда одноименного района столицы. Только на одной улице прокуроры обнаружили девять бесхозных квартир, которые с помощью поддельных документов похитили у государства ушлые аферисты. Прежние хозяева квартир умерли и не успели приватизировать жилье. Масштабы работы бандитов в Перово выглядят скромными по сравнению с другими столичными группировками.

Знание-сила

В реальности все происходит так: кто первый узнает об освободившейся квартире, тот обычно и становится ее владельцем. Именно на информационном поле государство по всем пунктам проигрывает мошенникам. Аферисты сами или с помощью информаторов из ЖЭКов, милиции и работников ЗАГСов тщательно отслеживают все случаи смерти одиноких владельцев квартир и тут же начинают «работать» с их жильем.


Недобросовестные строительные компании несколько лет пользуются полученными от покупателей денежными средствами, после чего обращаются в суд с заявлениями о недействительности заключенных договоров, чтобы закрепить за собой право на вновь построенное жилье, ранее проданное дольщикам. В лучшем случае, на что смогут претендовать обманутые покупатели — возврат внесенных строительной компании денежных средств, тогда как стоимость недвижимого имущества к указанному времени значительно возрастет.

Беспредел продолжается

В отличие от мошенников, представляющие интересы государства налоговые и надзорные органы пассивно ждут вестей. На деле все должно быть так: квартирный учёт обязаны вести предприятия ЖКХ, которые закрывают лицевой счёт и в десятидневный срок сообщить в налоговую инспекцию о смерти одинокого владельца жилья и освободившейся квартире. Налоговая инспекция описывает имущество, а нотариус заводит наследственное дело, по результатам которого государство становится собственником. Однако, как показывает практика, сведенья о выморочной квартире «зависают» в воздухе.

Почему информация о «выморочке» подвисает?


Огромное количество Москвичей за последние десять лет улучшило свои жилищные условия путем заключения Договоров коммерческого найма. При подписании данных договоров всем нанимателям законодательство обещало право выкупа на льготных условиях занимаемых помещений. 31 марта 2010 года Постановлением Московской городской Думы № 101 «О признании утратившими силу отдельных Постановлений Московской городской думы в сфере жилищной политики и внесении изменений в отдельные Постановления Московской городской Думы» было отменено ранее действующее Постановление от 1 июля 1998 года N 71, в соответствии с которым наниматели обладали правом на выкуп занимаемых помещений по коммерческому найму.

Лбом о стенку

На самом деле заниматься выморочным жильем, передаваемым в собственность государства, нотариусам смысла не имеет. За такую работу им никто не платит и до сих пор не отработан четкий механизм переоформления ничейного жилья. Более того, информация об освободившихся квартирах обычно даже не доходит до нотариусов, поскольку теряется на уровне домоуправлений. Удивительно, спросите Вы? Ничего сверхъестественного: если информацию о выморочной квартире еще не успели перехватить мошенники, то она пропадает в домоуправлениях, где некоторые сотрудники сами проворачивают аферы с недвижимостью, либо за солидный процент от сделки продают эти сведения «черным» риэлторам. Зачастую для них проводятся тайные аукционы, на которых кроме собственно квартир предлагаются услуги по оформлению документов и укрытию от контролирующих органов.

Хозяин — в морг, квартира – на продажу

Давно стали обычными случаи, когда умершего хозяина еще только везут в морг, а в это время от его имени и с его паспортом уже проводят сделки с квартирой. Чтобы завладеть бесхозным жильем аферисты обычно фабрикуют «лженаследника» или «родственника» умершего хозяина. Переоформив квартиру на подставных лиц, «черные» риэлторы продают ее ни о чем не подозревающим покупателям.

Что делать?

Для того чтобы не «наткнуться» на выморочную квартиру, прежде всего, необходимо проверять юридическую чистоту сделки через юридические фирмы или адвокатские конторы. Консультироваться с юристами по всем вопросам купли-продажи и обмена жилья.

Для кардинального решения проблемы с «выморочкой» в правовом поле необходим целый комплекс мер на государственном уровне, в том числе, и внесение изменений в законы РФ, усиление контроля за деятельностью исполнительных и надзорных органов на местах.

http://www.chaskor.ru/article/chernye_rieltory_i_tajnye_auktsiony_28454

Общественный контроль - единственное верное средство для решения "квартирного вопроса". Для обеспечения общественного контроля вся  ежесуточно актуализируемая информация о жилищных фондах и программах по улучшению жилищных условий должна быть доступна для общественных комитетов по улучшению жилищных условий, сформированных гражданами, претендующими на улучшение жилищных условий с помощью государства или органов местного самоуправления. Члены комитета непосредственно заинтересованы в  защите выморочных квартир от черных риэлтеров, нечистоплотных  нотариусов, чиновников, полицаев, сотрудников опеки, медицинских работников и других членов преступных сообществ, прихватизирующих то, что "плохо лежит".