Регулярно то у одного, то у другого народа обостряется потребность в боге. Традиционный Бог или Аллах по разным причинам устраивает не всех. И эта часть народа начинает искать другого, своего бога или богов. В начале ХХ в. в рамках революционного движения возникло течение богостроительства, к которому приложил свои усилия и М. Горький. Оно пыталось разработать проект строительства религии, адекватной цели строительства социализма. После Октября эта идея была реализована в марксизме-ленинизме (и особенно в его разновидности - сталинизме), идеология которого приняла ярко выраженные черты светской религии (но это большая особая тема). Народу нужен бог. И его придумывают.
(Статуя Сталина из Музея ГУЛАГа в Йошкар-Оле. Завхоз санатория, в котором стоял сакральный объект, спас его после XXII съезда КПСС, унеся к себе. Уже в наше время у потомков завхоза его выторговали за скромную сумму).
Эта же атмосфера, благоприятная для богостроительства, существует и в современной России. Часть народа жаждет бога, но не находит его в традиционных религиях. А жажда бога не может не породить его.
Конструирование Бога идет по разным направлениям. Одно из них обожествление Сталина. В эпоху его правления оно осуществлялось усилиями мощного партийно-государственного аппарата и почти всех социальных институтов советского общества. В наше время это процесс идет стихийно, вопреки воле власти, даже в форме фрондирования, демонстрации своей оппозиционности по отношению к ней. Это чем-то напоминает раннее христианство.
К Богу не липнет никакая грязь. Если по его указанию, с его ведома или при его непротиводействии совершается явное зло, то верующие люди объясняют это либо своими грехами (порою даже не понимая, в чем они), либо тем, что промысел божий выше человеческого разума). Все это можно отнести и к христианскому Богу, и к богоподобному Сталину, к светлому лику которого не липнет никакой кровавый компромат. Если Бог (Сталин) карал, значит так было нужно с точки зрения высшей логики, недоступной сознанию простых смертных.
Здесь привожу очень яркий пример одной из технологий богостроительства, в основе которой сюжетное сходство библейской мифологии и биографии Сталина.
Оригинал взят у yakobinez в Почему же Сталин богоподобен...
(Статуя Сталина из Музея ГУЛАГа в Йошкар-Оле. Завхоз санатория, в котором стоял сакральный объект, спас его после XXII съезда КПСС, унеся к себе. Уже в наше время у потомков завхоза его выторговали за скромную сумму).
Эта же атмосфера, благоприятная для богостроительства, существует и в современной России. Часть народа жаждет бога, но не находит его в традиционных религиях. А жажда бога не может не породить его.
Конструирование Бога идет по разным направлениям. Одно из них обожествление Сталина. В эпоху его правления оно осуществлялось усилиями мощного партийно-государственного аппарата и почти всех социальных институтов советского общества. В наше время это процесс идет стихийно, вопреки воле власти, даже в форме фрондирования, демонстрации своей оппозиционности по отношению к ней. Это чем-то напоминает раннее христианство.
К Богу не липнет никакая грязь. Если по его указанию, с его ведома или при его непротиводействии совершается явное зло, то верующие люди объясняют это либо своими грехами (порою даже не понимая, в чем они), либо тем, что промысел божий выше человеческого разума). Все это можно отнести и к христианскому Богу, и к богоподобному Сталину, к светлому лику которого не липнет никакой кровавый компромат. Если Бог (Сталин) карал, значит так было нужно с точки зрения высшей логики, недоступной сознанию простых смертных.
Здесь привожу очень яркий пример одной из технологий богостроительства, в основе которой сюжетное сходство библейской мифологии и биографии Сталина.
Оригинал взят у
"Ибо так возлюбил Бог мир,что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (слова Иисуса из Ев. Иоанна 3:16)
Одна мысль не дает покоя...Переполняет восхищение - какой мы счастливый и могучий народ, нам так повезло: у нас был Сталин и Ленин, Кутузов и Пушкин, Лермонтов и Некрасов. Как Сталин мог набраться душевных сил и отказаться от собственного сына...Это был не просто отказ от собственной плоти и крови, но акт мужественной сакральной жертвы - самое дорогое отдать на растерзание фашистской гиене - принести искупительную жертву своему народу и человечеству в целом. Именно поэтому Иосиф Сталин богоподобен. и наконец-то надо об этом сказать.Он сына своего послал на смерть и прекрасно знал,что с ним сделают фашисты. Сакральное жертвоприношение возвеличивает не только самого генералиссимуса, но и Рабоче-Крестьянскую Красную Армию - армию трудящихся, которые боролись за свое право на жизнь и звание человека, - то, что так жадно топтал фашизм.
Редактор просит выстричь прочь
Из строчек имя Сталина,
Но он не может мне помочь
С тем,что в душе оставлено.
Уж тут не до искусства;
Плохие ли, хорошие,
На то они и чувства -
Они к костям приросшие.
Я с ними прошагал войну,
Я с ними юность прожил,
И лучше я их прокляну,
Чем оскверню их ложью.
К.М.Симонов
февраль -март 1956
Одна мысль не дает покоя...Переполняет восхищение - какой мы счастливый и могучий народ, нам так повезло: у нас был Сталин и Ленин, Кутузов и Пушкин, Лермонтов и Некрасов. Как Сталин мог набраться душевных сил и отказаться от собственного сына...Это был не просто отказ от собственной плоти и крови, но акт мужественной сакральной жертвы - самое дорогое отдать на растерзание фашистской гиене - принести искупительную жертву своему народу и человечеству в целом. Именно поэтому Иосиф Сталин богоподобен. и наконец-то надо об этом сказать.Он сына своего послал на смерть и прекрасно знал,что с ним сделают фашисты. Сакральное жертвоприношение возвеличивает не только самого генералиссимуса, но и Рабоче-Крестьянскую Красную Армию - армию трудящихся, которые боролись за свое право на жизнь и звание человека, - то, что так жадно топтал фашизм.
Редактор просит выстричь прочь
Из строчек имя Сталина,
Но он не может мне помочь
С тем,что в душе оставлено.
Уж тут не до искусства;
Плохие ли, хорошие,
На то они и чувства -
Они к костям приросшие.
Я с ними прошагал войну,
Я с ними юность прожил,
И лучше я их прокляну,
Чем оскверню их ложью.
К.М.Симонов
февраль -март 1956