Этот фильм отметился громким скандалом в самый канун Дня Победы.
Из заявления «Интернациональной России» (то ли общественной организации, то ли политической партии – я пока не врубился):
Российский телеканал НТВ 7 мая 2012 года, в канун Дня Победы и в день инаугурации президента Владимира Путина намеревается продемонстрировать давно и публично разоблачённую историками кинофальшивку "4 дня в мае", повествующую о том, как советские "изверги" хотят захватить немецкий детский приют и надругаться над его слепыми воспитанницами, но "правильные русские" вместе с "благородными нацистами" эту попытку отбивают и уходят на Запад, выбирая "свободу".
Мы не знаем, какие мотивы двигали руководством НТВ, которое предоставило эфир этой заведомой фальшивке, оскорбляющей память десятков миллионов советских людей и всех жертв нацизма, совесть всех, кому дорога Великая Победа. Но, по сути - налицо предательство собственного народа, попытка обеления нацизма и элементарное лицемерие.
Дальше идёт персональный наезд на гендиректора НТВ Кулистикова, мною тоже мало уважаемого, клеймо «фильм-оборотень» и т.д. Кроме этого, по интернету гуляют обличительные рецензии, сравнивающие «4 дня в мае» со «Сволочами», а то, того хлеще, с «Утомлёнными солнцем-2» (вот уж Никита слюной брызжет),  и письма от ветеранских организаций, составленные по известному лекалу – «Я фильма, конечно, не видел, но заранее осуждаю…». В итоге этот возмутитель спокойствия снят с показа, заменён на десятки раз проверенный «В августе 44-го» (между прочим, снятый по повести с очень непростой судьбой), а образовавшуюся дырку в программе выходного дня заткнули какими-то «Морскими дьяволами», которые в эти дни ни к селу, ни к городу.
Но хорошо, что есть интернет, а в нём пока нет цензуры. Я быстренько скачал и посмотрел. Да, не шедевр. Что касается идеологической составляющей, тут на память приходит одна из ключевых сцен «Доживём до понедельника». Помните, как учительница по литературе (отрицательный персонаж) с возмущением читает сочинение старшеклассницы, мечтающей о большой семье, а не о стройках социализма, и взбунтовавшийся против ханжества класс спрашивает своего педагога: «Ну и что?»?
Вот и я хочу спросить гневных рецензентов – ну и что?
Тех, кто ещё не видел, коротенько ввожу в курс событий. За четыре дня до подписания Акта о безоговорочной капитуляции, группа пехотинцев из 8 человек во главе с капитаном по прозвищу «Горыныч» оставлена для преграждения пути отступающим фашистам, мечтающим сдаться не нам, а англичанам. Отряд расположился в замке, где некая баронесса содержит приют для девочек. У фрау есть симпатичный рыжий племянник, мечтающий о гитлерюгенде, который по ходу сюжета сближается с «Горынычем» (в приличном понимании «сближается», а не в том, что подумали некоторые). У одной из работниц приюта намечается роман с советским солдатом, недоучившимся пианистом.
В день долгожданной победы в замок приезжает майор кавказской национальности, непосредственный начальник капитана, и, на правах победителя, требует плотской любви от обитательниц приюта. За что получает от «Горыныча» по мордасам, очень обижается и поднимает вверенный ему батальон против «засевших в фашистском замке власовцев». К защитникам детей и девичьей чести приходят на помощь отступающие немцы, оставшиеся в живых (все, и наши тоже) перебираются в соседнюю Данию.
Это краткий синопсис. А суть и правда, как всегда, в деталях...
Война бывает разная. Кто-то проходит по её дорогам от сих до сих, получая за боевые заслуги лишь пару медалей, да нашивки за ранения (таким был легендарный дядя Толя Иванов, звукотехник с «Мосфильма»). Кто-то, как мой первый тесть, в первом же бою, вернее, в атаке на безвестную высоту через минное поле, теряет обе ноги, но получает Звезду Героя на грудь. Не за личное мужество, а за то, что оказался единственным выжившим офицером. Мужество ему понадобилось позже, когда ходил на протезах без палочки до 45 лет, родил и воспитал двух дочерей, стал известным адвокатом, а потом профессором, проректором МАДИ. Вот он, мой тесть, при всех своих личных заслугах, знал войну по фильмам, которые смотрел с большим вниманием.
Но и фильмы про войну бывает разные. Есть панорамные, типа «Освобождения», некий взгляд сверху, я их, признаться, недолюбливаю за поверхностность и излишнюю патетику. Есть камерные, такие, как в «Проверка на дорогах» или «На войне, как на войне» (вот это, что называется, МОЁ КИНО). Есть даже лёгкие – «В бой идут одни старики» и «Женя, Женечка и «катюша», после которых стоял комок в горле никак не меньше. Ещё была эксцентрическая комедия «Крепкий орешек», вышедшая в 60-х. Её быстренько «разнесли» рецензенты, сняли с проката, спрятали «на полку». А теперь часто показывают по Первому общероссийскому, и от этого небо на землю не падает…
Эти же «4 дня…» напомнили мне фильм середины 80-х «Александр-маленький». Сюжеты похожи, трое наших солдат охраняют немецкий детский дом. Вполне ничего себе кино, совместное с ГДР, с хорошими актёрами. Но вот что касается окопной правды… В том детском доме затесался лишь один юный поклонник идей бесноватого фюрера, а все окрестные жители только и думали, чем бы помочь советским войнам-освободителям. Просто непонятно, как с такими настроениями в массах Гитлер столько лет продержался у власти…
Была в «Александре» затронута тема любви и секса. Любовь чуть было не случилась между нашим старшиной и немецкой сестрой-хозяйкой (понятно, что по обоюдному согласию, но и эта малость была почти половой революцией в советском кинематографе). Сексом же занималась за еду немецкая девочка-подросток («вот до чего капитализм доводит»). А как было на самом деле?
Как было на самом деле, я знаю от своего отца, прошедшего от Вязьмы до Праги, а потом ещё год выбивавшего «лесных апостолов» из латышских лесов. Например, такой рассказ. Его рота автоматчиков захватила немецкую шпионку, записывающую схему расположения наших войск. В штабе полка особо и разбираться не стали – «вы захватили, вы и расстреливайте, об исполнении доложить». Деваха была, что надо, солдаты обратились к своему двадцати трёхлетнему командиру – «пойди, поговори там, зачем человеческую жизнь губить, поставим «на хор» и пусть катится». Отец пошёл с идеей к полковому замполиту. Ответ был краток, но конкретен – «е…е, если хочется, только потом расстрелять не забудьте».
Или одна из фронтовых историй дедушки моей супруги. Его, командира понтонного взвода, в конце войны представили к званию Героя. А он пропал на три дня, дело было на территории Германии. Пропал тоже в замке, на барских простынях с какой-то то ли фройлян, то ли фрау. Когда вернулся в часть, его не отдали под трибунал, но наградные документы завернули. Дед Юры по этому поводу не комплексовал, наоборот, до самой кончины гордился своей мужской лихостью и широтой души. И кто знает, любили тогда его искренне, или из инстинкта самосохранения?..
Вы говорите, что это частные истории не очень морально устойчивых людей (и автор рецензии весь в них пошёл)? Хорошо, рассмотрим общую картину…
Четыре года мужчины воевали. Ни для кого теперь не секрет, что для женщин в войсках самым безопасным было завести себе постоянного, желательно, из высшего комсостава, стать официальной ППЖ. Часто это происходило не только по расчёту, но и обоюдному зову плоти. Моя двоюродная бабушка Вера на второй год войны сошлась в полевом госпитале с хирургом-армянином, плохо говорящим по-русски. Потом по секрету призналась моей маме, что только с ним почувствовала себя женщиной, тигрицей, хотя до войны три года провела в замужестве.
Есть много рассказов о том, как радушно (во всех смыслах) встречали наших воинов в освобождённых городах и сёлах. При этом нередко случались изнасилования мирного женского населения. Люди-то все разные, а война - отечественная, не у всех устойчивая психика природного бойца. Ещё один фактор – я даже теоретически не представляю, как можно овладеть женщиной, которая тебя не хочет, в моём понимании это, как минимум, скучно. И в то же время великий Пушкин готов был обменять десять знойных вакханок на одну тормознутую в сексуальном плане северянку. Такая вот разница в темпераментах.
Собственно, советское командование не строило никаких иллюзий на этот счёт, и при пересечении нашими войсками границы СССР издало приказ о запрете сексуальных контактов с местным населением без обоюдного на то согласия. А вот при переходе границы с Германией с этим делом замешкались, наверное, сыграл комплекс победителей. Потом, правда, исправились, но разве удержишь?
Разве удержишь тех, кто со школьной скамьи в портянках и крови по уши, кому сам чёрт не брат? Разве удержишь тех, у кого были убиты и изнасилованы жёны и дети, кто видел растерзанные тела и сожжённые дотла деревни? Не у всех было достойное воспитание, чтобы понять, насколько отвратительно насилие, насколько ужасен и постыден негласный закон войны – три дня на разграбление…
Что мне не хватило в обсуждаемом фильме, так это солдатских историй. По большому счёту мы узнали две – капитана и солдата-пианиста. У командира трагедия, олицетворяющая драму всего советского народа – в блокадном Ленинграде погибла вся семья. Но у него на лице написано не только 10 классов, но и вуз. А «Горынычем» его прозвали не за жёсткость, а за принципиальность: одну голову отрубишь – на её месте другая вырастает. И недоучившийся пианист интересная личность – чего стоит фраза, сказанная им немецкой пассии: «люблю вашу музыку, но ненавижу ваш народ». За этим философия нескольких поколений советских людей.
А чем должен платить нам немецкий народ? Тот рыжий мальчик, у которого отец погиб на Восточном фронте, вряд ли бросился изучать труды Эрнста Тельмана. Будем честны – отечественной та война была не только с нашей стороны, но и с немецкой.
Мог ли в реальности случиться бой своих против своих? Да запросто. Если я не очень верю в то, что пять простых солдат (два имели личный интерес, один – ушёл), рискуя всем, прежде всего, жизнью, стали на защиту немецкой девушки, то вполне допускаю, что они настолько доверяли своему командиру, которого называли отцом родным. И окопная правда там присутствует – капитан, видя вожделение своих бойцов, не читает им статьи из Кодекса о семье и браке, а объявляет молодую немку «своей». Всё, значит – не подходи…
А ещё правда, уже критикуемая другими рецензентами, в эпизоде, когда наш снайпер, не задумываясь, убивает в спину подростка в полевой немецкой форме. Не из-за жестокости природной, а потому, что у парнишки в руках автомат. И до победы остаются считанные дни, и очень хочется жить. Такая вот фигня – эта война…
Тоже в бою наших с нашими. Представьте себе горячку победных дней, когда вам говорит командир, что рядом засели враги, да ещё из своих. Разве кто-то пойдёт выяснять, что там за конфликт на самом деле? А то, что майор оказался конченным подонком, так вам любой фронтовик столько историй на эту тему расскажет - уши завянут слушать.
Да, я не очень верю в советско-немецкий альянс в последнем бою, чувствуется перегиб. Но на прошлой неделе по Первому каналу показывали сериал «Ялта-45», там «кинодопусков» не меньше. Например, в финале, когда представителя американской миссии, сыгравшего одну из ключевых ролей в охране Большой тройки, насильно отрывают от русской возлюбленной. Спорить могу, в реальности их отпустили бы с богом, хоть в Америку, хоть на Луну. На хрена из-за какой-то писюхи-медсестры международные отношения усложнять, чай, она не физик-ядерщик?..
И ещё я подумал в финале «4 дней в мае», видя, как оставшиеся в живых солдаты из отряда «Горыныча» садятся в лодку, чтобы плыть к датским берегам, что им, в сущности, повезло в жизни. До смерти Усатого оставалось долгих восемь лет. Ещё неизвестно, где окажешься.
Война та была долгой, была страшной и не всегда однозначной. Например, я много слышал от фронтовиков, что немцы воевали лучше нас. Но победили всё-таки мы, с чем всех от души поздравляю!