Город Ейск - районный центр. Обычный городок российской глубинки. Своеобразие приобретается за счет моря, окружающего город с трех сторон. Большая часть населения живет довольно скромно. Главный предмет сетований - отсутствие работы. Многие категорично утверждают, что ее вообще не найти. Это известно всем, поэтому немало людей, опираясь на этот общеизвестный банальный факт, и не пытаются ее искать. Констатацией факта безработицы можно удовлетвориться в объяснении непростого материального положения многих ейчан.
Но если всмотреться в ситуацию, то не все так просто. Открываю первую попавшуюся газету. Требуются: мастера-универсалы, администраторы, официанты, повара, бармены, кухонные рабочие. Таким образом, безработица оказывается не абсолютной, а структурной: безработные мирно уживаются с наличием рабочих мест.
Правда, имеющиеся в наличии рабочие места обычно предполагают низкую зарплату. Если у человека есть тыл, защищающий от голода и бездомности, то возникает новый аргумент: проще не работать, чем работать за такие деньги. Вынужденное безделье, рационализируемое с помощью убедительных аргументов, очень легко превращается в свободную привычку, которую так просто не объедешь. И тогда проще минимизировать потребности, чем рано вставать и идти на тяжелую работу.
Разговорился с девушкой, работающей на автомобильной мойке. Работа с утра до позднего вечера. Выходит примерно 500 руб. в день. Ранним утром работае еще и в теплице, где за несколько часов можно заработать сотни три.
Спрашиваю относительно сложности поиска работы. Пожимает плечами:
- Кто хочет работать, тот найдет. Я подала объявление в газету. Через пару дней позвонил хозяин и пригласил к себе в теплицу. Поскольку надо отдавать долги, то устроилась и в мойку. Подружка узнала, удивилась. Говорит, что никогда бы на эту работу не пошла. А я не вижу в ней ничего зазорного. Я готова на любую работу. В конце концов, я же не проституткой работаю!
Таким образом, в качестве фактора местной структурной безработицы всплывает не только низкая оплата труда, но и трудовая этика, переполненная блокирующими активность представлениями о недопустимой работе и завышенной самооценкой ("я родился не для того, чтобы..."). Это то, что сейчас часто называют революцией притязаний, которая явно опережает способность к трезвой самооценке.