Иногда императоры любят миловать.
Особенно те, кого в народе считают либералами и постоянно ждут подтверждения этой характеристики.
Особенно те, кому императорствовать осталось с гулькин хрен, каких-то пару недель. Зато есть шанс войти в историю милостивым, справедливым и сердобольным. Помните, что говорил Штирлиц по поводу запоминания первого и последнего слова? Этот штурмбанфюрер – наше всё.
Тут главное, не выпустить на свободу какое-нибудь исчадье ада типа битцевского маньяка, всё взвесить, проверить, утвердить подходящую кандидатуру…
«Помиловать Мохнаткина Сергея Евгеньевича, 1954 года рождения, осужденного 9 июня 2010 г. Тверским районным судом г.Москвы, освободив его от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы», - эти строки кремлёвского пресс-релиза процитировали практически в понедельник утром все СМИ федерального уровня. Президент Дмитрий Медведев подписал указ о помиловании единственного из 40 человек, входящих в список политзаключенных, которых в феврале потребовал освободить оргкомитет митингов за честные выборы и общество «Мемориал». То есть, в самом списке о помиловании значится 14 человек, но остальные на «узников совести» никак не тянут, в интернете о них ни одного упоминания.
Этим единственным помилованным, каким-то боком связанным с политикой, на сегодняшний день стал прохожий Сергей Мохнаткин, которого 31 декабря 2009 года вместе с другими несогласными задержали во время разгона митинга оппозиции на Триумфальной площади в Москве. И если большинство несогласных отделались штрафами и несколькими сутками арестов, то судьба прохожего Мохнаткина, осмелившегося сделать замечания сотрудникам милиции и заступиться за женщину, которую они избивали, оказалось куда более печальной: его приговорили к 2,5 годам колонии «за применение насилия против сотрудника милиции».
За что у нас может получить два с половиной года реальной колонии простой прохожий, спешащий с тортом и шампанским к новогоднему столу? Мохнаткину инкриминировали удар головой в нос сержанту милиции, вследствие чего у последнего произошёл перелом нюхательного аппарата. Правда, другие задержанные хором говорят о том, что это милиция (тогда ещё не переименованная) избивала почём зря неказистого мужчину в непрезентабельной куртке, и никак наоборот. Избивала за интеллигентные слова, за требование уважения к гражданам и соблюдения законности. Известно, что милиция этого очень не любит…
И суд поверил представСителю правопорядка, причём в обеих инстанциях. Что ж, так бы поступили и в Америке, и в Англии, и во Франции, там тоже в первую очередь верят людям, обличённым властью. Но там полицейские не засовывают задержанным бутылки в задницу, от чего у тех рвётся прямая кишка, и они исходят кровью. Думаете, это новомодные забавы полицейских, милиционеры до такого не доходили? Я вас умоляю, у нас ношение погон и табельного оружия давно должно стать отягчающим обстоятельством.
Я помню телевизионный сюжет о Мохнаткине, когда его только-только перевезли в тверскую колонию. Внешне он у меня ассоциируется с героем песни, часто звучащей по всяким русским радио: «Одинокий мужичок за пятьдесят, неухоженный…». Там есть ещё такие слова: «Ты же, вроде бы, не бомж и не алкаш, и не на паперти..?». Короче, обычный неудачник по жизни, плохо вписывающийся то в одну реальность, то в другую. Имя мохнаткиным – легион…
Личность его характерная для России. Как будто с высшим образованием, да не с одним, однако под пенсию работает каким-то сомнительным супервайзером сети ресторанов быстрого обслуживания. Семьи нет, вернее, была, но сплыла. Родственники - иногородние. Куда, к кому такой спешил под Новый год с шампанским и тортом? Может, мужчине до кучи и личную жизнь сломали, последний шанс избежать одинокой старости? Бог такого судье не простит, пусть даже не надеется.
Да чего это я ассоциирую Сергея Евгеньевича с абстрактным песенным персонажем?! Вот кого он мне напоминает и внешне, и биографией – Сергея Красильникова! Не помните такого? А, между тем, был день, когда его показывали все мировые телекомпании. Правда, уже мёртвого…
Серёга Красильников, видеоинженер АСК-3, погиб в ночь с 3 на 4 октября 1993 года при штурме телецентра «Останкино», он стал единственной жертвой внутри, а не снаружи. Давно разведённый, большой любитель посидеть в тёплой компании, преферансист и самиздатчик, короче, истинный телевизионщик из советской эпохи. Тоже с бородой и тоже не отличавшийся изысканностью гардероба. Отчасти от безденежья, отчасти от невнимания к собственной внешности – «а чего ждать, дожить бы…». Я в его аппаратной переписывал очередной выпуск своей передачи буквально за неделю до гибели, у Серёги были щадящие цены…
Более дурной смерти трудно себе представить. Его аппаратная стоит в неприметном закутке бесконечных останкинских коридоров, да ещё с особой системой звукоизоляции. Была рабочая смена перезаписи, когда началась заваруха, и работников телецентра выводили через подземный тоннель к Останкинскому пивзаводу, о них с редактором элементарно забыли. Серёга вышел курнуть, а там – война в полный рост! Музыкальный редактор хватала его за руки, но он рвался в гущу событий – «я в августе 91-го три ночи у Белого дома стоял, как же сейчас без меня?!». Только высунул голову в коридор – тут же схлопотал в неё пулю. В затылок, из глубины коридора, от ребят из «Витизя». Это отметил в прямом утреннем эфире с места разгрома Владимир Молчанов («До и после»), уточнив, что гражданская война не щадит никого, и нет смысла искать виноватых. Короче, не повезло Серёге.
Его 12-летний сын на похоронах смущённо улыбался, не понимая, в чём подвиг отца, с которым он так мало общался.
На неофициальных поминках в аппаратных «Останкино» ребята с его смены спорили – поступил ли Сергей Красильников как мужик, или как пацан, мнения разделились примерно поровну. В случае с его тёзкой Мохнаткиным лично у меня сомнений нет – этот Сергей поступил, как настоящий мужчина. Потому что только бессердечный мерзавец не вступится за женщину, с которой грубо разговаривает мужик, будь он трижды в погонах. А там, кроме всего прочего, была женщина в годах, которую молодые жлобы в форме обижали действием. Произошла естественная реакция, воспитанная в нас советского детства – фас на несправедливость! Что и было сделано…
На что рассчитывал Мохнаткин? На то, что разберутся, ведь главная сила – в правде. Только не у нас в стране. Представляю его чувства на суде, когда впаяли реальный срок. Помните отчаянный плач невинно осуждённого паренька, случайно попавшего под раздачу, из легендарного фильма Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым»? За него потом билась вся съёмочная группа, парень вышел раньше срока. О Мохнаткине тоже снимали, в прайм-тайм показывали – всё без толку.
Разве что на зону Сергей Евгеньевич пришёл знаменитым. Но каким? По сути, лохом-неудачником, над которым покатывается со смеху вся колония – от вертухаев до опущенных. В фильме «Беспредел» был молодой зек, получивший год за обмен марками. Ему многие сочувствовали, а потом блатные опетушили при разводке «кума», он и вздёрнулся. Там тоже был общий режим, на нём беспредельщины кратно больше, чем на строгаче. Так что Мохнаткину ещё повезло, он живой. Пока…
Вот именно, что «пока». «Кум» его зоны отказывается отпускать «потешного зэка», пока на его имя от президента (!!) не придёт официальная бумага о помиловании, мол, мало ли чего журналюги базланят. Где гарантия, что в оставшиеся дни какой-нибудь «баклан» не подрежет ставшего знаменитым Мохнаткина? Лишь для того, чтобы самому прославиться…
А если и выйдет без потерь? Мохнаткина президент милует, что не отменяет ни отсиженного срока, ни обвинения. Следовательно, ни о какой компенсации не может быть и речи. Сергей Евгеньевич выходит в никуда без копейки денег и без работы, с одной сомнительной популярностью у таких же, как он, «бичей». А чему тут удивляться, тем более, возмущаться? Перед президентом Медведевым задача стояла – помиловать, а не признать и исправить ошибки, допущенные возглавляемым им государством.
Пусть Сергей Мохнаткин скажет системе спасибо, что живой…
26 Апр 2012, 23:33