В последнее время наблюдается противостояние между православной церковью и частью общества, которой, мягко говоря, некоторые действия и заявления со стороны РПЦ не симпатичны.
Сейчас конфликт находится в стадии обострения, и к чему это может привести, пока непонятно.
«Под столетними сугробами библейских анекдотов...»
Руководство Русской православной церкви призвало всех иерархов, пастырей и мирян к совершению молебна 22 апреля против так называемых антихристианских сил. Кстати, именно в этот день родился Владимир Ильич Ленин, который, как известно, стал одним из инициаторов отделения церкви от государства.
Поводом для молебна стала критика действий православной церкви и представителей духовенства в СМИ и в Интернете. Сами представители духовенства считают нелестные отзывы о своей деятельности нападками на церковь, которые призваны подорвать авторитет православия и вообще пагубны для духовного здоровья общества.
Принято считать, что началом открытого противостояния стал панк-молебен феминисток из группы «Pussy Riot», который состоялся 21 февраля этого года в стенах Храма Христа Спасителя. Девушки в разноцветных платьях и масках выбежали на амвон и молились Богородице, пока их не удалили сотрудники храма. В итоге было возбуждено уголовное дело, а подозреваемых в хулиганстве девушек арестовали.
Заключение Надежды Толоконниковой, Марии Алёхиной и Екатерины Самуцевич вызвало негодование в самых разных частях российского общества, в том числе и среди молодёжи. В поддержку группы «Pussy Riot» в крупных городах страны проходили акции. Сыктывкарская молодёжь не осталась в стороне – несколько человек провели одиночные пикеты с требованием освободить девушек.
Верующие по-разному восприняли действия феминисток: одни видели в панк-молебне скоморошничество, традиционно уместное на Масленничной неделе, о чем и заявил в своем обращении к православным дьяк Андрей Кураев, другие – оскорбление святыни, третьи – вообще предлагали в комментариях к новостным публикациям сжечь участниц группы «Pussy Riot» на костре.
Через некоторое время в сети Интернет стали появляться сообщения о сомнительном имуществе Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, и конфликт вышел на новый виток. Блогеры начали активно обсуждать судебное разбирательство по поводу ущерба, нанесённого имуществу патриарха в подаренной ему квартире. По данным СМИ, судебная экспертиза установила, что этот ущерб превышает стоимость квартиры ответчика.
Ещё один интересный момент возник с часами Кирилла. В беседе с телеведущим Владимиром Соловьёвым патриарх заявил, что у него простые часы с гербом, а часы за 30 тысяч долларов, которые на фото в Интернете – коллаж.
Затем на сайте патриархии со скандальной фотографии дорогой подарок с руки Кирилла убрали. Иногда и фотошоп в помощь. Но вот об отражении часов на глянцевой поверхности стола редактор забыл, что привело к очередному разоблачению святейшей особы во всемирной паутине.
Неслучайным в этой связи кажется и покушение на классическую русскую литературу. Самым ярким примером стало предложение заменить в названии и тексте сказки Пушкина о Балде попа на купца. Это, дескать, создает негативный образ богослужителя, а образ купца, то есть бизнесмена, видимо уже ничем не испортишь. Видимо, эти «кто-то» считают касту священнослужителей неприкасаемой и честной, и называть их словом из трёх букв негоже даже Пушкину.
С одной стороны, недовольство граждан можно понять. Однако в отношении православия мы действительно имеем дело с неким перекосом общественного сознания. На поверхности в основном скандалы. О созидательном каждодневном труде на пользу обществу почти ничего неизвестно. Дело в том, что истинно верующие, как это и предписывает православная традиция, во избежание гордыни, добрые дела не афишируют.
Тем не менее, чтобы узреть дела их, далеко ходить не надо. На подворье Кылтовского монастыря, которое находится на Октябрьском проспекте, ежедневно кормят до восьмидесяти бездомных людей. Всех нуждающихся в пище подворье не вмещает, поэтому кормить людей приходится в два приема – по сорок человек. Кроме того, монастырь занимается реабилитацией тех, кто оказался на дне жизни, включая их в трудовую деятельность при монастырях. Людям предоставляются не только кров, пища и возможность заработка, но и духовная поддержка.
После такой противоречивой информации сложно представить, что же будет дальше: кто должен простить, а кто – покаяться?
Мнение православного
Православные отстаивают право на свою веру, на свои духовные и культурные ценности. Они имеют на это право, потому что в течение многовекового существования нашей страны именно православие было основой моральных и духовных ценностей.
Некоторые казачьи организации после случившегося панк-молебна решили встать на защиту РПЦ и вызвались охранять храмы во время проведения служб. Из истории известно, что казаки всегда защищали православные традиции и были верным оплотом для царя и государства.
Кроме того, среди всех религиозных конфессий России православие занимает самое влиятельное место, что подчёркивает поддержку народа, и поэтому с христианством должны считаться.
Мнение атеиста
Раскол в обществе может произойти только в случае, если государство не уравняет все конфессии в правах. Почему одним можно собирать пожертвования на храм за его пределами, а другим – нельзя?
В 14 статье Конституции РФ сказано, что наша страна – государство светское, и никакая религия не может стать государственной. Почему же тогда у одних должно быть право освещать официальные мероприятия, дружить с первыми лицами государства, а у других этого права нет?
Раскола, скорее всего, не будет, потому что православие не имеет таких сильных позиций, чтобы расколоть общество на два лагеря. Своими агрессивными действиями РПЦ лишь отпугивает людей от веры и показывает не лучший пример для подражания...
«Добежит слепой, победит ничтожный...»
Не хотелось бы никого учить, ведь каждый сам для себя делает выводы. Все мы живём в одной стране, и делить нам, по большому счёту, нечего. Можно сколько угодно доказывать свою правоту и искать недостатки оппонентов, но приведёт ли такая дискуссия к какому-то объективному примирению?
Возможно, вне зависимости от религиозного мировоззрения, стоит умерить гордыню, признать ошибки и сделать шаг навстречу друг другу. Ведь неспроста в свое время Егор Летов в одной из своих песен сказал: «Добежит ничтожный».
Цена раскола в обществе всегда велика. Но велика и цена попустительства. Что нужно простить, а на что нельзя закрывать глаза? Когда церковь и общество вступят в реальный диалог, им предстоит решить эти вопросы.
Андрей ФЕТИСОВ
Фото Натальи ФРОЛОВОЙ
Газета "Твоя параллель",
№14 (502) от 13 апреля 2012г.