В 25-ый раз вручали «Нику». Кинопремию, которая когда-то стала альтернативой партийному официозу. Собственно, до неё у нас и фестивалей не было для своих шедевров. ММКФ, как ни крути, международный, на нём старались показывать (с непременным первым местом, исключения можно пересчитать по пальцам) лишь идейно выдержанные ленты. А как же «по гамбургскому счёту»? И тут с первого же раза «Покаяние» Тенгиза Абуладзе послало в глубокий нокаут все «Вкусы хлеба» вместе с «Солдатами свободы» и «Красными колоколами».
Но за четверть века произошло то, что происходит почти всегда – формализм заел, творческие сговоры, мнения «свыше» и пр. По кулуарам Дома кино шелестели слухи о дани, которую должен заплатить Гусман сотоварищи за показ церемонии. «Высоцкий…» с пятью номинациями претендовал на главный приз — «Лучший игровой фильм». Производитель – Первый канал, который впервые на моей памяти поставил церемонию награждения «Никой» в свой воскресный прайм-тайм. Правда, дело ограничились вегетарианскими наградами за «Открытие года» (Дмитрий Астрахан, сыгравший администратора Высоцкого, разделил этот приз с 12-летним Мишей Процько, умилившим академиков ролью в фильме «Сибирь, мон амур») и за работу звукорежиссера Владимира Литровника. Теперь я догадываюсь – причина подобного эфирного барства со стороны Константина Эрнста заключалась в другом… но об этом поговорим позже.
Основная схватка в главных номинациях развернулась между «Еленой» Андрея Звягинцева и монументальным романом Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Призовое равновесие продемонстрировала номинация «Лучшая женская роль». Академики разделились в мнениях настолько строго, что пришлось вручать две статуэтки двум блистательным актрисам — Надежде Маркиной и Дарье Екамасовой. На сцене они стояли почти обнявшись. Обе работы можно счесть подлинным открытием года (хотя лично для меня «Елена» на голову выше «…бабы», Андрей Смирнов получил главную статуэтку по совокупности заслуг перед Отечеством и дабы не опоздать - когда он ещё режиссёрски разродится). К ним академики справедливо приплюсовали поразительно точную и тонкую роль Елены Лядовой («Елена»), получившей награду за роль второго плана. Вообще, советую следить за её работами, я уже начал.
«Елена» - заслуженный фаворит всех премий и фестивалей, ожидаемо получила важнейшие призы «Ники» - оператору Кричману и режиссеру Звягинцеву. Итог же 20-летней работы Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» названа лучшей картиной 2012 года. Фильм получил золотые статуэтки за сценарий, работу художника и художника по костюмам.
Как и «Елена», он может нравиться или не нравится, фильм не для каждого, но честность режиссёрского подхода к материалу вне всяких сомнений. Ну, а трактовка событий и представление о нравах и быте столетней давности – безусловное право автора. Бондарчук-старший, например, такого в «Борисе Годунове» напредставлял – ни тогда без слёз смотреть нельзя было, ни сейчас. Лично я не представляю, кто сегодня, кроме него, смог бы поднять такое эпическое полотно, заразить этим группу. Дочку Дуняшу, что ли, подтянул, наставил по-отцовски, честное слово...
Досадно, что академики обошли вниманием «Шапито шоу», кино, как минимум, незаурядное, вполне тянет на «событие года. Номинировалось в нескольких категориях, но пролетело мимо гнезда «Ники». Могли бы, как минимум, дать за совершенно неожиданную музыку Жака Полякова. Хотя её и был вполне заслуженно удостоен за оригинальную киносимфонию Леонид Десятников (к/ф «Мишень»).
«Ника» в этом году голосовала предсказуемо. И дело вот в чем. Все киноакадемии - и «Ника», и ее младший братец «Орёл», состоят из профессионалов, мягко говоря, старшего призывного возраста. Возможно, поэтому всё авангардное, не укладывающееся в нормативы,  отторгается. Как режиссерская работа Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках». Выдвинутая в категории «Открытие года», прошедшая с успехом по десяткам фестивалей, она так и не получила академического поощрения, хотя за границей и на нечастых просмотрах на родине от неё просто стонут (я до неё просто ещё не добрался). . Называть же «открытием» неплохую характерную роль Астрахана, по меньшей мере, странно, особенно в такой урожайный на кинособытия год. К тому же «актёрским открытием» известного режиссёра можно назвать с большой натяжкой, худо-бедно, но в своих картинах он периодически появляется в кадре.
За лучшую мужскую роль первого плана награду получил Сергей Гармаш (к/ф «Дом»). Вы будете поражены, но у мега-популярного актёра это, по сути, первая главная роль за всю творческую биографию. Вообще, Серёге (мы знакомы с 85-года) несказанно повезло со временем, в советском кино с его фактурой так бы и пришлось играть демобилизовавшихся фронтовиков и колхозных комбайнёров.
Ещё не могу не заметить того факта, что большинство номинантов на юбилейную «Нику» до этого были отмечены в рубрике «КиноЧерток». Пустячок, а приятно…
Но главное событие на вручение «Ник» к кино не имело никакого отношения. Последнюю часть действа с какого-то перепуга доверили вести Ксении Собчак. И до неё был выбор не из лучших – неудачно шутила  вышедшая в телевизионный тираж Лариса Гузеева, что-то вякала депутат-пипец Марина Колесникова. Но организаторы мероприятия должны были догадываться, что Ксюша мнит себя лидером оппозиции и не устаёт об этом напоминать при каждом удобном и неудобном случае. Как раз в финальной части вечера Чулпан Хаматовой и Дине Корзун вручали специальную премию «Ника» за гуманизм вне профессии. И у продюсера «Дома-2» опять не нашлось повода не поговорить о Путине.
Ведущая, признавшись в любви Чулпан, как к актрисе, поинтересовалась, стала бы та публично поддерживать кандидата в президенты Путина, если бы не занималась благотворительностью. В зале раздался свист, как когда-то на выступлении Путина в «Юбилейном».
Сама Собчак впоследствии написала в своём ЖЖ, что её вопрос был реакцией на слова Евгения Миронова. Актер, вручая Хаматовой и Корзун статуэтки, заговорил о «авантюристах, бездельниках и ублюдках, которые, сидя на диване, пытаются их обидеть». Речь, вероятно, шла о дискуссии, развернувшейся в Сети после выхода предвыборного ролика, в котором Чулпан Хаматова призывала голосовать за Путина. Во всяком случае, именно так интерпретировали слова Миронова и Ксения Собчак, и большинство тех, кто обратил на них внимание.
Мне самому ужасно претит, когда деятели культуры начинают лизать тронные зады. Да и Миронов, как человек, совсем мне не нравится (голубизной от него так и прёт), при этом не умоляя его актёрского таланта. Но в этой конкретной ситуации он защищал Чулпан как подругу, как соратницу по цеху, точно то же самое Евгений делал на процессе с Фондом «Федерация», который связывают с именем Путина. То есть, его реплика на награждении была вполне последовательна, кругом полно не только оппозиционеров, но и просто завистливых уродов, подозревающих Хаматову в корысти – «к рукам, небось, немало от спонсорства прилипает…».
 На тему выборов, Путина и видеоролика Хаматовой говорить давно не хочется, по крайней мере, нормальным людям. Но, если такая необходимость  существует, у кого-то свербит, для этого необходимы условия. Место, время, контекст. Вручение премии, режим «вопроса в лоб» - не те условия. Никаких ответов таким манером получить нельзя. Если только додумать ответы, проанализировав частоту моргания или ритм дыхания.
Я много слышал от общих знакомых о Чулпан. В жизни она такая же, как на экране – трогательная, ранимая, за всё и всех переживающая, слегка не от мира сего. «Ксюша, это же праздник кино», - удивлённо вопрошала она оппонентку, тоже пару раз мелькнувшую где-то в эпизодах. Что ж, у каждого свой праздник. Теперь про юбилейную, 25-летнюю, «Нику» будут вспоминать так - там еще Собчак пыталась наехать на Хаматову за Путина. Стоп, так ли уж пыталась?..
С этой «Никой» что-то с самого начала было не так. В отличие от пафосно-имперского «Золотого орла», эта кинопремия для своих, некий камерный междусобойчик размером с Большой зал Дома кино. А тут под него выделили огромный «Крокус-Сити», с каких, я извиняюсь, хренов? О небывалом воскресном эфире я уже упомянул. Подходим к развязке…
Участие в награждении Собчак ни для кого тайной не было. Я о нём догадался за час до Ксюшиного выхода, когда объектив камеры навязчиво, раз за разом, выхватывал из переполненного зала лицо её матери, Людмилы Нарусовой. А ведь рядом сидели звёзды отечественного кинематографа, к чему такой почёт бывшему сенатору от Тывы?
Если кто не знает, Владимир Путин сам называет себя учеником первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, он птенец его гнезда. Не прочь он рассказать и том, как в начале далёких 90-х запросто бывал в доме своего шефа. Соответственно, легко представить, какие тёплые отношения связывают «наше всё» с семьёй бывшего шефа. Да что там представлять – мой друг работал на картине к юбилею Анатолия Собчака, где снимались упоминаемые персоны. В неформальной обстановке они в дёсна целуются, во как!
В свете сказанного, не исключаю варианта, что Ксюша Собчак выдала не экспромт, а вполне домашнюю заготовку, предложенную ей «дядей Вовой». Типа опустить оппозицию в её (лошадином) лице, выставить на весь мир дурно воспитанными пустомелями, которым не место в приличном обществе. А вы что думали, не могу представить, у кого ещё, кроме Ксюхи, пошлятина уровня «Дома-2» цвела да пахла…
Знали ли обо всём Хаматова с Мироновым? Не исключаю, что да. Всё-таки ребята актёры…
Но, как бы там ни было, не могу сказать слово в поддержку Чулпан. Кто-то выходит на улицу с протестом и видит в этом свой гражданский долг. Кто-то махается с милицией, получает 15 суток и ловит кайф от всплеска адреналина. Подавляющее большинство недовольных бухтит по кухням и злобствует в ЖЖ. Их оппоненты, имя которым – легион, держатся за своё местечковое счастье, боятся перемен и молят «лишь бы не было войны».
А маленькая девочка Чулпан, имея трёх детей и заграничного мужа, выпрашивает деньги у богатых. Выпрашивает для больных раком детей, за это ей всё прощается. Хаматовой очень непросто отказать (посмотрите в эти глаза), ей по силам раскрутить самого премьера (президента). Надо сказать слово за того, кто по любому выиграет? Нет проблем, если ролик спасёт несколько детских жизней.
Удачи ей в этом святом деле…