В сатирическом романе Владимира Войновича «Москва-2042» есть Москореп, Московская республика, у которой три кольца враждебности.  Точно так же три кольца враждебности есть и у Московской патриархии (соответственно, и у Сыктывкарской епархии тоже).
 
Первое кольцо:  это традиционные в России конфессии - ислам, буддизм, иудаизм. Второе кольцо – нетрадиционные конфессии: протестанты, баптисты, свидетели Иеговы, кришнаиты и т.д. И наконец, третье кольцо враждебности. Это тот, кого РПЦ и  клерикалы всех стран и всех мастей считают своим самым главным врагом, врагом злейшим из злейших - это отечественный и международный АТЕИЗМ. Страшнее зверя нет. Для них лучше сатанист, чем атеист. Лишь бы человек молился, на худой конец - хоть черту лысому.
 
Но атеисты неоднородны - есть коммунисты, есть либералы. Многие наверняка думают, что  РПЦ  больше ненавидит коммунистов. Есть за что - за  "те" семьдесят лет. Но это пройденный этап. Между РПЦ и компартией существует то, что их сближает, можно сказать даже роднит, - это традиционализм и трескучий антидемократизм. Более того, многие сегодняшние коммунисты позиционируют себя как верующие, в том числе самые высокопоставленные. Если это так, то им следует не креститься, а звездиться, как это делают герои того самого романа «Москва – 2042». Партийная символика обязывает.
 
Поэтому в иерархии  врагов религиозной ортодоксии на высшей степени воздвигнут ЛИБЕРАЛИЗМ. Патриархия РПЦ  издала циркуляр, в котором так называемый агрессивный либерализм назван главным врагом православия. Это при том, что либералы не запрещали, не убивали, не взрывали, как это делали коммунисты. Тогда почему? Да потому что  основа основ либерализма - СВОБОДОМЫСЛИЕ! Оно не приемлемо теократией, которая стремится всех подчинить себе и любой самостоятельный шаг приравнивает к побегу.
 
Но пирамида поставлена вверх ногами, а на самом деле ни либералы, ни даже коммунисты и тем более не брошенные в застенки церковно-прокурорской инквизиции девочки из феминистской группы «Пусси Райот» столько не навредили церкви, сколько это сделали те, кто находится внутри РПЦ.
 
Нынешнее ее руководство наступает на те же грабли, что и предшественники. В революции 1917 года виноваты не большевики, а самодержавие, официальной идеологией которого было православие. Довели страну до катастрофы. Препятствовали прогрессу, развитию, насаждали раболепие и невежество, ставили палки в колеса просвещению и науке, преследовали прогрессивных деятелей, поддерживали черносотенцев и реакционные движения, предавали анафеме вольнодумцев. Одним словом, держали и не пущали, отстали от поезда истории  и своими руками подготовили свой собственный крах.
 
Поэтому стоит ли удивляться, почему с такой легкостью советская власть разрушала храмы, расстреливала священников, как будто семечки щелкала? Потому что простой люд не защищал их. Ведь если бы  народ стоял горой за веру, то большевики ровным счетом ничего бы не сделали, не смогли бы, кишка была бы тонка! Сами большевики не с луны же свалились, они вышли все из народа, плоть от плоти общества.
 
Во время всех революций страдали церкви, но нигде не было такой катастрофы, как в России. На Западе религиозная сфера была модернизированной, подвергшейся влиянию Реформации и Протестантизма, поэтому более устойчивой. В России ничего этого не было, церковь находилась в «тепличных» условиях под крылышком государства самодержавного для его обслуживания. 
 
История повторяется.  В наше время все те же грязные делишки, жадность, лицемерие, цинизм – это не пустые слова, это реальность. Касается и  нынешнего Патриарха. Можно закрыть глаза на его часы стоимостью в 40 тыс. евро, корпорация богатая, красиво жить не запретишь. Если не украл или не отнял у еще какого-то соседа, носить дорогие часы – не уголовное преступление. Хотя христианская мораль и призывает к скромности и аскетизму, но если глава РПЦ считает, что это его не касается, - его дело. Можно согласиться с его  риторикой в отношении Пусси Райот, но за этой риторикой сквозит требование наказать по полной, где верхний предел семь лет.
 
Но самое отвратительное – дело о квартирной пыли. Даже если предположить, что в этом деле Патриарх юридически тысячу раз прав (хотя о какой юридической правоте можно говорить, если, по сути, дело не в пыли, а в безжалостном грабеже на 20 миллионов, бесчеловечности, когда сама квартира стоит всего-то 15), все равно он не прав с морально-нравственной точки зрения. Репутация намного дороже, чем деньги.  Вряд ли сильно спасет репутацию заявление о намерении деньги отправить на благотворительность. Сначала отнял, а когда пристыдили, говорит, отдам сирым и убогим. Но это нисколько не мешает у сирых и убогих так же отнимать детские дома и центры, собственность у библиотек и музеев…
 
Очень даже справедливую критику церковники и их «штатские» единомышленники моментально переводят в идеологическое поле, сами переходят в наступление  и обвиняют противников в нападках на Церковь, стремлении подорвать ее авторитет, уничтожить традиционные ценности, лишить народ духовной основы и т.д. Неубедительно. Если бы духовенство и лично Патриарх воплощали в себе эталон высокой нравственности на деле, а не по должностному положению, то никакой «агрессивный либерализм» не смог бы им ничего противопоставить, фактов не оказалось бы, аргументы ничтожны. Суть в моральном облике самих «святых отцов».
 
Вряд ли много пользы принесет и непропорциональное применение силы в отношении феминисток из панк-группы. Хотя церковь стремится грести жар чужими руками, отнекиваясь, мол, это не я, а государство в лице правоохранительных органов посадило девушек. Если они получат реальный срок,  рано или поздно будет поставлен вопрос, нужна ли жестокость при защите святынь.
 
Сторонники суровой кары говорят, что если простим, получим зло в десятикратном размере. Но ведь тогда и наказание последует в десятикратном размере и это получит больше поддержки со стороны общества. И никому мало не покажется. Защищать кощунников будет уже непорядочно и непрестижно.
 
Во-вторых, следует особо учесть, что этот легендарный «концерт» в Храме Христа Спасителя был проведен  с прозрачно заявленными  политическими целями.  Хотя пели наивное, Богородица, Путина прогони, но за этими словами стоит более значительное: протест против сращивания церкви и государства, участия церкви в предвыборных игрищах и т.д. За два дня до этого выступали в другом храме, но никто не обратил внимания. Может быть, потому, что сейчас концертировали на том месте, где происходили прилюдные братания Патриарха Кирилла и Владимира Путина. Задели глубинный нерв, отсюда нервная и болезненная реакция.
 
В средневековой Европе, конечно же, за такое сожгли бы на костре. Тогда сжигали еретиков, велась охота на ведьм. И каков финал? Европа пришла к безбожию. Одна из главных причин этого – жесткая теократия в прошлом, у народов выработался рвотный рефлекс. Произошла ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ религиозных символов. Если бы девушек посадили, скажем, на 15 суток, уверен, никто не стал бы их объявлять узницами совести. Статус им дали только за то, что стали жертвами политических репрессий.
 
Несколько лет назад  местная епархия запретила балет по сказке Пушкина. Мотив: не понравился поп. Выходит, о священниках, как о покойниках - или хорошо или ничего. Их покрывают ореолом святости, что если человек облачен в рясу, он не может быть плохим - только белым и пушистым. Пушкинский поп еще не самый худший тип церковников. Тем не менее, такой шум.
 
Помнится, в советское время нельзя было в художественных произведениях изображать плохих коммунистов, комиссаров, парторгов. Где они теперь? Проиграли. Потому что занимались самолюбованием, самовосхвалением и самообманом. Они закрылись от общества маской идеологической благочестивости, был введен жесткий запрет на критику. Вместо того, чтобы очищаться, они запрещали.
 
Теперь и РПЦ бодро шагает той же самой «верной» дорогой.
* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ