Сегодня, здесь, я бы хотела рассказать о своих впечатлениях от поездки в Воркуту. Отправились мы туда в служебную командировку, я как Председатель Союза театральных деятелей РК и мой заместитель. Поводом послужило официальное приглашение директора воркутинского драматического театра Виктора Николаевича Ножкина на премьеру спектакля по пьесе А.П.Чехова "Дядя Ваня". Сразу оговорюсь, в Воркуте я не была ни разу, что не скажешь о моей попутчице. Она 13 лет прожила в Воркуте, поэтому роль гида выполнила с блеском. Одна республика, да только расстояние до заполярного города почти 900км, но два с половиной часа, что мы летели, я не скучала, небо было безоблачное и невозможно было оторваться от окна, где внизу простирались поитине фантастические пейзажи. Заполярье нас встретило солнцем и лёгким морозцем. Устроившись в гостинице, мы сразу же отправились  в город.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

 Первым пунктом нашего посещения, был ГУК" Коми республиканский государственный театр кукол". Оба театра в Воркуте, занимают помещения изначально не построенные под театр. В случае театра кукол, это несколько помещений во Дворце культуры шахтёров. Здание построено заключёнными в  помпезном стиле сталинской эпохи. На фасаде бронзой в мрамор вбита надпись "Уголь – настоящий хлеб промышленности". Гигантские статуи мускулистых работяг с надеждой и оптимизмом смотрящих в светлое будущее всего человечества, безмолвно встретили нас у входа. Широкие лестницы, просторные холлы и крохотные комнатки. Театр кукол занимает лишь часть этого корабля. У них крохотный зал и крохотная сцена, но они приспосабливаются, и, может быть, в силу специфики своего театра, им это удаётся. В узеньком  длинном коридоре, который вёл к кабинету директора,  наблюдалось активное движение.

Директор Балмастова Мария Алексеевна, встретила нас с чаем и конфетами, показывала эскизы  костюмов к новому спектаклю, говорила о предстоящих гастролях. Пока мы пили чай, к ней в кабинет заглянула актриса в смётанном костюме вместе со швеёй, заглянула девушка с куклой Ёжика, после чего ёжик был оставлен на столе до вынесения вердикта. У Марии Алексеевны всё под контролем. Мне подумалось, интересно, как такие сильные лидерские качества отражаются на творческом процессе и у нас была возможность это проверить. Мы хотели увидеть репетицию спектакля  по мотивам русских народных сказок "Кто в теремочке живёт". Эта постановка, как и премьера в драматическом театре, была осуществлена на деньги,  выделенные в рамках Постановления  Правительства Республики Коми "О грантах Главы Республики Коми в области театрального искусства и концертной деятельности". В театре кукол, спектакль готовится для реабилитации лежачих  детей-инвалидов. Режиссёр-постановщик  Игорь Клюев и художник Алексей Митрофанов, приехали из Татарстана и, судя по увиденной нами репетиции, со своей задачей  они справились  хорошо. Девушки - сказочницы, в нарядных сарафанах, и песни поют и загадки загадывают и между собой ссорятся-мирятся, зелёная полянка с теремом трансформером и куклы, которые оживают  у них в руках. Куклы  сразу замечают своих зрителей, идут на контакт, обнимают и угощают конфетами. В лёгкой игровой форме, жители теремка знакомятся и заселяются, поют песни и танцуют. Очень светлое впечатление оставляет эта работа. И режиссёр и художник сказали, что чувствуют себя  в этом театре очень комфортно, да и у нас была возможность убедиться в этом. Совсем скоро, премьера будет сыграна  на дому,  для ребёнка, который никогда не вставал. Нет никаких сомнений, что для человека ограниченного в своих возможностях, встреча с творческой группой  театра будет очень сильным и ярким событием. Вот воистину и радость,  и утешение, которое способен нести театр.

А теперь, немного о премьере в ГАУ "Воркутинский драматический театр".

А.П.Чехов "Дядя Ваня".

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Премьера  в театре всегда очень волнующее событие. Особенно, когда дело касается Антон Палыча. Сразу скажу, что я не очень большая поклонница чеховской драматургии может потому, что он очень многим попадает в меня, я чувствую себя студентом первокурсником в анатомическом театре, он препарирует человека, он пробуждает душу, так писать о крушениях  и потерях, о разочарованиях и упущенных возможностях  мало кому удавалось. Но, когда мне предоставляется возможность, я с удовольствием смотрю спектакли. Меня всегда интересует, что на сей раз вытащит из пьесы постановщик, как развернёт историю, написанную аж в 1897 году в день сегодняшний и чем зацепит нас, тех самых  которые, по словам  доктора Астрова - "будут жить через сто, двести лет после нас и которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, - те, быть может найдут средство, как быть счастливыми.." Я, как впрочем и большая часть тех, кто пришёл в тот вечер на спектакль, могли бы подписаться под словами Астрова, потому что если посмотреть сквозь пальцы на технический прогресс и на все те игрушки, что появились у человечества за прошедшие сто лет, мы едва ли можем утверждать, что стали мудрее и ответственнее. Наши души также требуют врачевания, и мы так же надеемся, что потом будет лучше, чем сейчас.

Режиссёр-постановщик спектакля  - Заслуженный артист Карелии (Лауреат премии Собольщикова-Самарина, Дипломант международного фестиваля "Славянский венец") Аман Ягмурович Кулиев. Он начинает рассказывать историю с показа видео ряда. Перед нами мелькают кадры хроники, которые кажется, знаешь наизусть… царская семья раздаёт милостыню, ходынка, голодный крестьянский бунт... сцена заливается светом, поют птицы, выходит няня, выносит и ставит на стол дымящийся самовар... Лето в деревне, пора сенокоса - такая красота! Но вот появляются герои и начинаются разборки. Обида, взаимные претензии, нетерпимость, гнев,.. становится душно, приближается гроза... надеюсь все помнят конец первого акта, Елена Андреевна и Соня наконец то рванули друг к другу душами, сейчас Соня спросит у профессора разрешения, можно ли поиграть на рояле Елене Андреевне и музыка исцелит их израненные сердца, унесёт в сферы тонкие и прекрасные, но капризный профессор Серебряков сказал - нельзя! Чехов погружает читателя в оглушительную тишину, но  на то он и театр, чтобы преображать, открывать новые смыслы. Ответом режиссёра на запрет профессора Серебрякова, была наполненная мятежностью музыка Рахманинова. Бунт, кровавый русский бунт пропитывает воздух. Опять поползли кадры хроники – взорванные церкви, эшелоны репрессированных, голодные крестьяне... В сценическом пространстве гроза прошла, но напряжение осталось. Что теперь, когда маски сорваны, когда всё лицемерие выплеснулось наружу, как жить? Наступил сентябрь, ещё совсем немного и зарядят дожди, дороги расползутся, но пока есть букет пёстрых сентябрьских роз в руках дяди Вани, одно мгновенье, всего несколько секунд, но в этом, почти детском взгляде, тот самый настоящий человек, ничем не примечательный, честный и трудолюбивый. В нём и вера, и надежда и любовь, как печать вечности. Сейчас, он (такой одержимый своими чувствами) увидит, как Астров целует Елену Андреевну и всё будет кончено. Что теперь? неужели всё напрасно? вся эта трудная жизнь, ради чего? и снова хроника, только теперь это то, чему были свидетелями мы – битвы в парламенте, рабочие заводов и фабрик перекрывающие Трансиб, надписи на растяжках бастующих шахтёров: "Мы хотим есть!" Что остаётся, когда вера в царя и отечество разрушена? Как сохранить веру? Соня обращается к нам, омывая своё лицо: " Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую,верую..."

На аплодисменты, зал встал в едином порыве, дарили много цветов, что очень приятно увидеть в городе, где скромный букет хризантем стоит 1000 рублей. Премьера удалась. Лица людей покидавших театр, были спокойными и сосредоточенными. Чувствовалось, что внутри идёт работа, призыв режиссёра во мне сформировался в молитву: "Господи, помоги мне уверовать!" Этот призыв почувствовали все, и у каждого возник вопрос или ответ, это заложено в словах пьесы, а когда ещё этот текст так хорошо сыгран, пробуждается сила настоящего искусства! Возрождение начинается с каждого из нас. Конечно, что такое для истории сто и даже двести лет? так, пшик! Но в этом отрезке, жизнь нескольких поколений, наша с вами жизнь. Спектакль получился актуальным и очень живым, подробным в деталях и предметах. За это всей труппе, большое человеческое спасибо.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

В этот день, мы провели два собрания с членами нашего союза. Рассказали о вопросах, которые поднимались на съезде СТД в Москве, о решениях, которые были приняты, ответили на вопросы. Подробно остановились на творческих проектах, которые предлагает СТД РФ, с докладом о видах материальной помощи предоставляемой членам союза, выступила заместитель председателя, Елена Александровна Пекарь. В преддверии международного дня театра, всем членам союза были вручены подарки.

Потом, директор театра Виктор Николаевич Ножкин показал мне театр. Сцена не оборудована колосниками не имеет высоты, нет карманов, две гримуборные: одна для мужчин, другая для женщин, всё как в большой комунальной квартире, пошивочный цех, художественный..в каждом работает один специалист, с кадрами проблема. Кого сейчас заманишь жить в Воркуту? Двадцать лет после развала союза угольную отрасль лихорадило. Да и состав жителей серьезно поменялся. Репрессированные были реабилитированы, многие уехали, большое количество шахтёрских семей уехало по программе переселения, но по людям, которые сидели в зале на премьере чувствовалось, что не все уехали, в городе не только варяги на лексусах(тянут газовую трубу),но и врачи, учителя, люди которые живут в этом городе долго, привыкли к чёрному снегу на улицах, с удовольствием сидят в кофейнях и ходят в театр, в очень хороший театр.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Утро. Мы улетаем домой, в Сыктывкар. В кофейне недалеко от гостиницы купили торты. В советские времена, Воркута славилась своими кондитерскими чудесами. Я купила торт "Шоколадница", всем, кто окажется в Воркуте, очень рекомендую этот торт и  ещё, если будет возможность сходите в театр, в два удивительных театра, в которых нам посчастливилось побывать.