В первом номере журнала «Фома» за 2008 год вышло очередное интервью диакона Андрея Кураева. Известный миссионер, публицист, мастер эпатажных умозаключений и здесь подтвердил свою неоднозначную репутацию.

…Апостол Павел говорит, что "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12: 3). Понимаете, вот идет по улице Иерусалима Иешуа Га-Ноцри. И признать в этом плотнике и странствующем проповеднике Творца Вселенной невозможно, хотя ты можешь наизусть знать Библию, умело "жонглировать" цитатами из нее и наизусть знаешь все пророчества о грядущем Мессии, как знали их многие евреи...
У сектантов сегодня модно говорить, что "вот, вы церковники офарисеились, и если бы сегодня Христос пришел на землю, вы бы тоже Его распяли". Знаете, я глубоко убежден, что так оно и есть.

В подтверждение своих слов диакон Андрей привел рассказ священника Вятской епархии. Тот читал регулярно Евангелие своей немощной бабушке.

…И вот однажды на Страстной Седмице, когда он читал ей главы, посвященные суду над Христом и Его распятию, бабушка вдруг из последних сил поднялась с кресла, повернулась к иконам, перекрестилась и сказала: "Господи, слава Тебе, что Ты не к нам, к русским пришел, а то ведь какой позор на весь мир был бы".

В марте 2012 года Христос пришел к русским…

Конечно, увидеть в нынешних злоключениях девушек из Pussy Riot отблеск Голгофы не легче, чем признать Сыном Божиим вожака неотёсанных рыбаков. Не легче. Но и не сложнее. Также. Человеческим рассудком невозможно - только Духом Святым… (В этом месте напрашивается длинный список цитат из Нового Завета про любовь, братолюбие и прочие признаки, отличающие подлинных христиан. Его не будет. Зачем?)

Взгляните на Христа глазами его современников. Выходец из далёкой провинции (вроде родного для Нади Толоконниковой города Норильска). От семьи своей он отрекся. Собрал ватагу оборванцев. Учил их всяким безумствам. Позволял себе вменять в ничто исполнение заповедей Моисея, предлагая взамен нечто невообразимое. На каждом шагу цинично нарушал религиозные запреты и еще бравировал этим. Нагло оскорблял VIP-персон из глубокоуважаемого раввината. Был на короткой ноге с «отбросами общества». В конце концов, ворвался в Иерусалимский храм, опрокинул столы менял, разбросал клетки с птицами и кричал такое (!), от чего кровь стынет в жилах и волосы шевелятся. Что дальше? Иудейское Митрополитбюро обвинило его в богохульстве, кощунстве и хулиганстве. К этому списку прилагалась «хула на кесаря» – политическое преступление. Оккупационная администрация взяла его под стражу. Над ним глумились. Наряжали в клоунский маскарадный костюм (багряница, терновый венец, табличка с издевательской надписью). Всеми преданный и оплёванный он умирал мучительной смертью. Под улюлюканье толпы. А распинатели, довольные собой, разошлись по домам.

«Так то ж Христос! А эти – кто? Мокрощелки», - со смаком повторяют любимое слово, крепкие задними умом нынешние распинатели. А ведь для распинателей-иудеев Христос был ровно такой же «мокрощелкой»! Даже хуже. Но этот очевидный факт можно признать только Духом Святым - рассудок здесь бессилен. Только Святой Дух открывает в тысяче бытовых ситуаций евангельскую подоплёку. И заставляет густо краснеть за то, что сдуру предал Христа...  

А еще были Понтий Пилат и благоразумный разбойник. Пилат знал, что «мокрощелка в багрянице» накосорезила максимум на 15 суток и ждал, что иудеи ее простят. А благоразумный разбойник, вообще, ни о чём не думал и ничего не ждал. Просто пожалел «психа» в клоунском колпаке - нашел для него добрые слова и защитил от нападок разбойника неблагоразумного.

Святой Дух во всем этом не участвовал. Благоразумный разбойник не знал: с кем имеет дело. И знать не мог. Для него, что терновый венец, что шапка-балаклава – один хрен (и сам он, видать, тот еще хрен с горы, раз на высшую меру наразбойничал). А у подножия креста – сплошь «верующие»! С «оскорблёнными чуйствами» и полными ртами слюней. Где они сейчас? Где Пилат? Про разбойника не спрашиваю. Его местопребывание известно – с Христом в раю…

Но вернёмся к Святому Духу, благодать которого даёт нам сто очков форы. Дух Святой дышит, где хочет. Например, в студенческой общаге, в которой провинциальные девушки искали Христа, не зная, кого они ищут.

Быть христианином – значит, быть Христом. Это не художественное преувеличение. В ходе Таинства Крещения мы поем «Во Христа крестихомся - во Христа облекохомся!» - то есть, надеваем Его на себя, как комбинезон, застегиваем змейку, и… «уже не я живу, но живёт во мне Христос». Костюм этот не сковывает движения, наоборот – раскрепощает, возвращает к душу к ее неотмирному естеству.

Особенно остро это ощущается на стыке «детства золотого» и взрослой жизни. Потому в святцах так много юных мучеников. Потому едва ли не все великие преподобные, впервые опьянялись неразбавленным Христом в «нежном возрасте». В конце концов, самый короткий путь из точки «А» в точку «Б» - прямая. «Оно мне надо – круги нарезать!» - пожимает плечами молодой экстремал и прёт напролом.

«Фирменный» российский тип святости – юродство – тоже любит молодых. Когда на престоле Ирод-царь, и в церкви «всё не так, как надо» - это единственный доступный способ не оскотиниться…

Смысл юродства в добровольном, открытом, даже демонстративном отказе от всего того, что мир почитает ценностями и приличиями. В итоге, юродивый оказывается в положении Христа накануне Голгофы - всеми презираемый, избитый, оплеванный. Только лицо, почему-то светится, глаза блестят, а на устах – блаженная улыбка.

Идиот, да? Нет, юродивый.

Любое юродство – Христа ради. Невозможно избрать себе такую участь и обрести через нее немыслимую, запредельную свободу как-то иначе.

У девушек из Pussy Riot было много предшественников. В 18-м веке по столичным улицам и площадям бродила блаженная Ксения в мужском костюме. Можете себе представить, каким унижениям и насмешкам подвергался этот «святой трансвестит»? В веке 16-м - блаженный Василий, абсолютно голый, с неприкрытыми гениталиями, скандалил в торговых рядах и обличал Грозного царя. Из святых последнего времени - Феодосий Кавказский, терпеливо сносивший насмешки за приверженность рубахам немыслимых расцветок «в цветочек».

Современные юноши и девушки нашли место для подвига на стыке политики и современного искусства. Там они и оставались, пока спонтанная акция девушек из Pussy Riot в Храме Христа Спасителя не расставила всё по своим местам…

В том, что Pussy Riot сделали, поражают две вещи:
1. Безупречный с богословской точки зрения текст (ни малейшего намёка на кощунство!);
2. Они чётко и недвусмысленно заявили, что их акция - не «перфоманс», не «художественный жест», а молитва.

«Какой же я тогда штабс-капитан? - в унисон закричали протоиерей Чаплин, профессиональный богохульник Самодуров и видный блогер Навальный, - Кощунство было, потому что… его не могло не быть! Это хулиганство, потому что… а что же еще?» То же самое кричат буквально все – от самого отпетого «православного гопника» до самого рафинированного безбожника-правозащитника. И те, кто готов их разорвать на части, и те, кто выходил 8 марта требовать для них смягчения меры пресечения.

При этом, мало кто замечает, что весь этот ор базируется на чистом предположении о том, что девушки говорят неправду. Никаких других оснований приписывать им «хулиганские побуждения» нет. А ведь доказать, будто они, обращаясь к Богородице, не молились, а делали что-то другое – невозможно. Хоть какую-то реальную почву под обвинение может дать только «царица доказательств» - чистосердечное признание. Не потому ли в застенках держат двух молодых матерей – идеальный объект для шантажа (бездетную девушку сразу же отпустили)?

Упорство Pussy Riot раздражает, потому что не вписывается в привычную картину мира, в которой для них отведена уютная ниша в епархии Марата Гельмана и других кураторов «современного искусства». Их еще можно терпеть, в качестве радикальных оппозиционеров. Или просто «отморозков». Но как можно признать такой текст молитвой, а его исполнительниц - христианками? Как можно допустить мысль, что форма и содержание публичного обращения к Богородице и Христу – личное дело молящегося, что можно, например, просить своих небесных заступников избавить страну от узурпатора и его пособника в патриаршем куколе? Более того, делать это в здании храма, не спрашивая на то разрешения у чиновника в рясе! И что значит, «На протестах с нами Приснодева Мария»? А с ними тогда кто? Вавилонская блудница?..

В общем, прогноз Андрея Кураева сбывается в точности до запятой. Сам он, пользуясь относительной свободой самовыражения, пока держится в стороне от коллег-распинателей. Но завтра и ему придётся сделать выбор. В конечном счёте, его придётся сделать каждому. А потом как-то жить с этим.

Владимир Голышев


Источник