Я посмотрел замечательный фильм про выборы в Сыктывкаре. Фильм хорош не только тем, что подробно зафиксировал реальные результаты на одном из избирательных участков, которые потом разошлись на 658 голосов по «ЕР», но и тем, что его можно показывать в качестве учебного пособия. С разбором действий участковой избирательной комиссии.
Комиссия, работала совсем неплохо НА ФОНЕ средней российской комиссии. Закон нарушала (п.14 и 18 ст.68 ФЗ Об основных гарантиях), но не всегда. Некоторые вещи делала образцово. В общем, комиссия ближе к хорошей, чем к плохой.
То, что произошло в Сыктывкаре - факт массового (ибо подделаны данные по БОЛЬШИНСТВУ УИК) уголовного преступления. Я (и не только я) об этом писал (http://echo.msk.ru/blog/mrabuzin/849887-echo/ и http://echo.msk.ru/blog/mrabuzin/851171-echo/). Меня тогда удивил высокий в целом уровень заверения копий протоколов (лучше, чем в других регионах страны). И при таком высоком уровне - столь наглая фальсификация в ТИКе (или, скорее - в городской администрации). То, есть, либо на председателей УИК было оказано беспрецедентное давление, либо это вообще делали без них, а они промолчали. Несомненно, здесь большую роль сыграла прокуратура и участие прокурора Республики в качестве кандидата в депутаты Госдумы.
Не совсем ясно, почему этот фильм появился только что? Ведь после массовых и, главное – хорошо документированных фальсификаций в Сыктывкаре должны были пройти массовые суды. И - при независимом суде – отмена итогов голосования на территории Сыктывкара. Но там началось, насколько я понимаю, - не без участия прокуратуры и ФСБ - массовое заметание следов. Стали исчезать копии протоколов. Судебный процесс, затеянный по нескольким участкам коммунистами, был сорван. Наглое поведение Хорунжего на процессе (а он – скорее всего один из ключевых исполнителей фальсификации) доказывает, что за ним стоят не просто уголовники, но уголовники на госслужбе.
Я представляю себе, сколь серьезное давление оказывается сейчас на всех жителей Коми, которые хотели бы довести дело до конца (а конец здесь может быть один – в связи с массовостью преступления, его социальной значимостью и, подозреваю, другими отягчающими обстоятельствами – 4 года настоящего заключения). Ваша сила – только в объединении. Вас ведь много: по крайней мере, три различных источника присылали мне копии сыктывкарских протоколов. И еще несколько человек писали о событиях. Жаль, что фильм появился поздно, но лучше поздно, чем никогда. Думаю, что вы могли бы обратиться и к председателям или членам УИК: на них было оказано огромное давление, и некоторые из них могут высказать все, что у них в связи с этим накипело.
Иначе говоря, надо затеивать большой единый судебный процесс. Для начала – гражданский. Вряд ли сыктывкарский суд примет какое-либо положительное решение, но процесс будет в любом случае показательным.
Андрей Бузин, руководитель отдела мониторинга выборов ассоциации "Голос"