Всемирно известный драматург, бывший диссидент и политзаключенный, последний президент Чехословакии и первый президент Чешской Республики (1993—2003) — о событиях и настроениях в России после выборов 4 декабря

Фото: EPA

— Думаю, что российское общество ведет борьбу с самой жесткой из всех известных форм посткоммунизма, с этакой особенной комбинацией старых стереотипов и новой бизнес-мафиозной среды. Возможно, политологи найдут связь сложившейся в России ситуации с нынешними арабскими революциями, но лично я слышу в происходящем, прежде всего, эхо крушения «железного занавеса», отзвук политических перемен 1989-1990 годов.

Поэтому я уверен, что необходимо, в первую очередь, убедить граждан России в том, что режим, который преподносится им под видом демократии, никакой демократией не является. Этот режим отмечен лишь некоторыми – крайне формальными – приметами демократии.

Не может быть и речи о демократии до тех пор, пока власть оскорбляет достоинство граждан, подминает под себя правосудие, средства массовой информации и манипулирует результатами выборов.

Но самой большой угрозой для России было бы равнодушие и апатия людей. Напротив. Они должны неустанно добиваться признания и соблюдения своих прав и свобод. Оппозиционным структурам следует объединиться, сформировать теневое правительство и разъяснять свою программу людям по всей России.

Оппозиции следует создать влиятельные правовые институты для защиты граждан от полицейского и правового произвола.

Оппозиция должна обратиться к соотечественникам, которые на личном опыте убедились в действенности демократических свобод на Западе, с призывом вспомнить о своих корнях и поддержать развитие гражданского общества на родине.

Специально для «Новой газеты»
Прага

Виталий Ярошевский: 

Вацлав Гавел всегда был большим другом «Новой газеты». Имею в виду его всегда очень точную, взвешенную и быструю реакцию на наши просьбы дать интервью или комментарий к важным политическим событиям как в России, так и в мире. Он всегда соглашался и всегда говорил какими-то очень человеческими словами. И последний его комментарий, во всяком случае, в российской печати был опубликован в «Новой». Он говорил о прошедших в России выборах. Вацлав Гавел буквально в нескольких строках сформулировал программу действий российской оппозиции. Человек, который был оторван от России, который следил за происходящим у нас издалека, - он очень точно чувствовал ситуацию и настроения, зародившиеся в российском обществе. И в этом своем последнем комментарии он сказал, что самой большой угрозой для России сегодня были бы равнодушие и апатия граждан. Также он призывал людей, которые выводя огромные массы народа на площади, сделать все, чтобы люди были защищены от полицейского произвола и от произвола властей.

Неслучайно будучи во власти на протяжении очень долгого времени – так распорядилась история - Вацлав Гавел стал последним президентом Чехословакии, которая распалась в 1993 году, и первым президентом Чешской республики. Он управлял ей 10 лет, после чего согласно Конституции спокойно ушел в отставку. Я не помню, чтобы чешское общество обсуждало возможности какого-то третьего срока для него. В 2003 году в момент ухода Гавела его рейтинг был выше рейтинга Владимира Путина даже в самые благостные для российского президента годы… У Гавела был настоящий рейтинг. Политика была его настоящим призванием. И еще к Гавелу была настоящая невымышленная народная любовь.

Его уход из политики ознаменовал конец эры крупных политических фигур. Потом как-то все уже пошло иначе. Гавел увел за собой эту эпоху…

Известный диссидент, в 1969 году Гавел впервые был обвинен в подрывной деятельности против республики. Последовала череда судебных процессов. В общей сложности он провел за решеткой пять лет. В 1989 году, выйдя из тюрьмы после очередного срока, Гавел возглавил антикоммунистическое движение, которое получило название «бархатная революция». Затем организовал и возглавил массовое народное движение «Гражданский форум» и привел страну к новому политическому устройству. В декабре 1989 года он был избран президентом Чехословакии.

Как это ни странно прозвучит, Гавел был настоящим патриотом своей родины. Но его неоднократно пытались выдворить с этой родины. Он всякий раз сопротивлялся. Не стал сопротивляться только однажды – когда его жену Ольгу и брата Ивана начали вызывать в правоохранительные органы. Только тогда он согласился покинуть страну. Лишь тогда. Ведь родных ему людей фактически делали заложниками. Он сказал, что готов эмигрировать из Чехословакии лишь бы власти не преследовали его близких людей.

Мне кажется, это говорит о невероятной нравственной чистоте человека и политика, для которого покинуть страну всегда очень трудно.

Я припоминаю один эпизод из его жизни. Это был очень тяжелый в его жизни период - лето 1992 года, после провальных выборов, на которых он выдвигался на пост президента Чехословакии. И в этот момент его как крупного европейского политического деятеля пригласили в Париж, во французскую академию гуманитарных и политических наук на вручение звания академика, которое дается пожизненно. Приветствуя Гавела, президент академии Раймонд Поли произнес по-чешски: «Я верю, что нравственная политика победит». Поли процитировал самого Вацлава Гавела.

Кстати, Гавел попал в очень хорошую и знаменитую компанию – почетного звания академика в свое время были удостоены Черчилль, Рузвельт, Сахаров…

Уход Вацлава Гавела из жизни – это не только потеря для чехов. Это потеря для всех нас. Потому что бороться с непростыми жизненными обстоятельствами внутри нашей страны нам будет теперь намного тяжелее.

Источник: НОВАЯ газета