Все мы помним, что именно такими словами встретил победу коммунистов на парламентских выборах 1993 года литературовед-демократ Юрий Федорович Карякин, скончавшийся две недели тому назад. Прокомментировать исход вчерашних парламентских выборов хочется этим же бессмертным карякинским восклицанием. Ничем иным, кроме одурения, не объяснить ровно тот же успех КПРФ и ЛДПР, который имел место 18 лет назад.
И все же главный вопрос, несомненно – о месте правящей партии в новой политической и социокультурной парадигме (а в том, что она будет новой, несмотря на прежний фракционный состав ГД, мало кто сомневается). Сейчас со всех сторон слышится гиканье и свист, обличающие «партию жуликов и воров». Что могу сказать на этот счет? Поздно свистеть и обличать – поезд ушел. Нужно было делать это ДО выборов. Дом наших надежд в очередной раз сгорел, и нужно, подобно крестьянину, погоревавшему на пепелище, возвращаться к жизни и отстраивать его заново. Может, это и к лучшему: «Значит Бог в мои двери - раз дом сгорел!» (Марина Цветаева)
Складывающуюся ситуацию я обсуждал за две недели до выборов с двумя идеологами нашего право-либерального карраса. Анатолий Борисович Чубайс, как известно, не пожелавший пойти на выборы, успокоил меня: жестких морозов, по его предчувствию, не будет, а будет медленная и поэтапная (в течение нескольких лет) демократическая самотрансформация системы под влиянием запроса со стороны среднего класса (хотя, понятно, в России процесс этот не обойдется без легкой подморозки).
Сергей Караганов настроил меня на еще более оптимистичный лад: тот геополитический расклад, который имеет место быть сегодня, просто обяжет систему измениться – и не в сторону замкнутости (похолодание отношений с США – не более чем удачный предвыборный трюк), а, напротив, в сторону транспарентности. Естественно, никаких предпосылок для Ливийского сценария в России нет и не будет (даже учитывая скорое ощутимое ухудшение социального положения большинства граждан). Но в умах элиты зреет тревога и вместе с ней понимание того, что наша страна целиком не сможет войти в глобализирующееся мировое пространство современного капитализма. А это значит, что входить придется по частям. Наверху все прекрасно видят дезинтеграционные тенденции и понимают, что со временем придется смириться с утратой Кенигсберга, Курил (вместе с Сахалином), Северного Кавказа и Якутии. Страна расползается, подобно кислому тесту, а для придания ему формы нет ни пекарей, ни ресурсов, да и, если честно, желания. Егор Тимурович Гайдар еще десятилетие назад предупреждал, что «многие из числа современных бюрократов достаточно циничны, отлично понимают, какое "сильное государство" они вполне сознательно намерены строить. Нет надежды на скорое возрождение военной империи, нет и настоящего желания ее возрождать. Двуглавый орел используется как ширма, за которой скрыт "золотой телец" - подлинный идеал этих имперских дельцов»
Так что как только идея империи перестанет выводить в кэш, с ней ничтоже сумняшеся распрощаются, как в свое время партийная бюрократия распрощалась с Горби. И здесь нам дядька-учитель гениальный Збигнев Бжезинский, предугадавший с точностью до трех месяцев самороспуск СССР и предрекший существование РФ в нынешних границах не далее как до 2014 года.
Любая партия способна (и более того - предрасположена) к трансформации: утверждать обратное – смехотворная нелепость и глупость. КПСС трансформировалась – и не под влиянием угрозы со стороны Запада, а благодаря тихой и кропотливой работе Александра Николаевича Яковлева и его команды (включая М.С. Горбачева). А затем номенклатура сдала империю зла – в том числе для того, чтобы сохранить свои личные интересы. Не думаю, что ошибусь, если предположу, что нынешняя ситуация не сильно отличается от той. Сегодня система (включая правящую партию) готова к самотрансформации и готова к тому, чтобы при приближении опасности поступиться разваливающейся на глазах империей. Вопрос в том – по какому образу и подобию станет модифицироваться «Единая Россия». Сегодня общество «отдыхает», и не стремится к реформам, подобно динозавру Нателлы Болтянской, молящему: «Пошли мне, боже, вечного застоя – к чему прогресс, коль полон мой живот». А раз так, то с каких щей власть должна проводить эти реформы? Их попросту не будет, пока население в пику «партии жуликов и воров» выбирает не сочное яблоко, а партию «наследников палачей и вертухаев».
Понимаю, что многие интеллигенты и либералы не смогут преодолеть физиологического ощущения брезгливости и войти в ряды правящей партии – с тем, чтобы капля за каплей подталкивать ее к демократической самотрансформации. Понимаю и не осуждаю. Но все-таки историю будут делать те, кто сумеет преодолеть эту гадливость, и следующие шесть лет посвятить просветительской миссии, объясняющей, что на повестке дня – не пикетирование площадей, а модернизация сознания российского социума, которая только и сможет амортизировать последствия неизбежного (в любой перспективе) самороспуска Российской Федерации.
Как сложится жизнь страны никому не ведомо. Ясно одно – по-старому уже не будет. Изменилась экономическая картина мира, изменились геополитические тренды. В нашей стране есть ряд моментов, внушающих оптимизм. Например, то, что обещанные властями предержащими молочные реки и кисельные берега в виде высоких зарплат и безбрежной социалки после марта 2012 так и не попадут в рот сдуревшей страны. Не заслужила – да и нет финансовых возможностей. Это станет мобилизующим фактором, который подтолкнет спящее население к инновационной и предпринимательской активности. Позади, наконец-то, остаются тучные года, развратившие донельзя насельников страны – от безработного алкаша дяди Васи до плодовитых маток, размножающихся уже, видимо, почкованием в обмен на изрядно подросший «материнский капитал». Как только сверху будет дан посыл на модернизацию сознания – в сторону гуманизма, индивидуализации, ответственности и рынка – ситуация изменится (подтверждение тому - федотовско-карагановская программа по десталинизации, которой в скором времени будет дан ход). Но чтобы такой заказ поступил, необходим низовой запрос - а для этого необходимо просвещения и еще раз просвещение, а отнюдь не «пляски с гиканьем и свистом под гомон пьяных мужиков».
5 Дек 2011, 15:24