Тысячная очередь людей, жаждущих поклониться "поясу Богородицы", опоясала храм Христа Спасителя. Дороги вокруг церкви перекрыли. Неверующие - не все, но многие - с уважением отнеслись к этому решению.
А как иначе? В экономике уважение к решениям властей основывается на деле Ходорковского, которого пинают, чтобы другим было неповадно. В идеологии (а тут идеология, не религия) уважение внушили делом Сахаровского центра. Госправославные имеют право на погром, а вот их критиковать могут только такие госуполномоченные антиклерикалы, как Невзоров, и только в четко ограниченных создателями невзоровщины пределах.
Верующий человек всерьез относиться к тому, что происходит вокруг фальшивой святыни, права не имеет. Святыня фальшивая - это не обсуждается, это ясно всем. Таких фальшивых святынь в Средние века изготовили десятки тысяч.
Вменяемый православный знает, но молчит об этом неловком факте. Если у него есть фальшивая святыня - прячет куда подальше, а не выставляет для поклонения, сколько бы денег ему взамен ни предлагали.
Невменяемые православные... они разные. Вот о. Михаил Ардов, критикующий Московскую Патриархию и за экуменизм, и за коррупцию, и за модернизм:
Что касается подлинности пояса Богородицы, то нет оснований сомневаться в честности афонских монахов, и этот вопрос мы выносим "за скобки".
Как бы "за скобками" вся жизнь не оказалась! Каждая Божественная Литургия начинается с пения: "Не надейтеся на князя, на сыны человеческия". Включая монахов, хотя бы и афонских! Ведь не будет о. Михаил верить тому, что говорят афонские монахи из греков о русских монахах? А когда в начале ХХ века сами русские монахи на Афоне дрались друг с другом на кулаках так, что царское правительство вынуждено было послать туда полицию, кому из дерущихся следовало верить?
Простейший пример, почему честности афонских монахов нельзя доверять: они хотят получать деньги от Евросоюза, но не хотят выполнять условие Евросоюза и открыть Афон для посещения женщин. Если ты такой принципиальный, так не бери денег, а если берешь деньги, то выполняй условия, которые выставляет жертвователь.
Главное, конечно, в другом: честность честностью, но самообмана еще никто не отменял. Невольная ложь, неосознанные грехи - все это печальная реальность и тех веков, когда изготавливали всяческие "пояски Богородицы", и нашего века. Печалиться, впрочем, не следует, а противостоять - следует. Хватит с нас собственных самообманов, зачем же еще и чужим поклоняться!
Вера в Бога невозможна без глубокого недоверия к человеку - к человеку, который говорит, что "Бог" всего лишь бессмысленное сочетание звуков, порождение самообмана. Вера в Воскресение Христа невозможна без глубокого недоверия к римским и иудейским властям, стражникам, которые клялись, что тело украдено.
Фальшивая святыня - настоящий грех, потому что отказ от критического мышления не укрепляет веру, а подрывает ее, открывает безбрежный простор для фальсификаций и мистификаций. И на этом просторе русские православные живут уже третий десяток лет. При большевиках какие-то рамки были, а теперь большевики в православных шкурах фальсифицируют Православие, как фальсифицируют выборы - к собственной выгоде.
Фальсификацию делают обязательной частью веры. Вот апология фальшивки из уст довольно типичного (и безусловно честного) человека:
Бог свободен от любой обусловленности... В этом смысле важна не историческая подлинность, а явление благодати Божией. А она зависит от Воли Божией и от веры. Это все к тому, что споры, написана ли в апостольские времена та или иная икона, насколько подлинный пояс Богородицы, - просто досужие словопрения, не влияющие на стяжание благодати: "не бойся, только веруй" (Мк 5:36).
Бог свободен, но, как верно заметил Эйнштейн, Бог не карточный шулер - хотя шулерство и обман можно счесть проявлением свободы. "Веруй" Иисус сказал не тому, кто усомнился в подлинности пояса Его Матери, а тому, у кого умерла дочь. Веровать Иисус предложил в Себя, а не в пояс Богоматери. По логике "только верою" неважно, был ли Иисус на самом деле Мессией, Сыном Божиим, Спасителем, а важно лишь веровать в это. Это логика не веры, а неверия, причем самого худшего сорта - неверия цинического. Если человек верует в то, что Владимирская икона написана прямо с Богородицы, то этот человек верует ложно. Подлинна ли тогда его вера в то, что Мария родила именно Сына Божия?
У веры, основанной на принципе "важнее всего результат", слабое место именно результат. Количество исцелений от фальшивых святынь не больше, а меньше среднестатистических случаев непонятных выздоровлений. Если вполне подлинной средневековой иконе - Владимирской - молятся как иконе первого столетия, то эта молитва Богу не угодна и человеку вредна. Безразличие к истине равно или поздно сказывается и в отношениях с женой или мужем, с детьми, в политических взглядах и электоральном поведении, в бизнесе - во всем.
Господь сказал: "Не бойся, только веруй в Меня", но не сказал: "Не ищи правды, веруй всему, что предложит начальство или случай". Кто выносит правду за скобки, тот обречен жить в скобках и в кавычках, где, возможно, будут настоящие исцеления и чудеса, а вот Бога - настоящего - не будет.
Вот и формируется и уже сформировалась новая порода людей, которым Бог важен лишь как источник чудес и для которых, соответственно, закрыто Евангелие, где чудеса - лишь указатель на Бога, и если нет чудес, то Бог все равно есть и указывает на Себя - Христом.