С триумфом прошло премьерное открытие отремонтированного Большого театра. Есть, правда, «мелкие недоработки» типа метро мешает, но с ними обещают бороться. Президенту Медведеву всё очень понравилось, в его родном провинциальном Питере пока нет такого великолепия. Ну, а то, что Волочкова бухтит… так кто её, партийную исключёнку, слушать будет? Гримёрные, видишь ли, ей неудобные. Вот и не будет там гримироваться…
Но главныйсюрприз был впереди. О том, что ГАБТ начал продавать билеты по паспортам стало известно от генерального директора театра Анатолия Иксанова. Таким образом администрация решила вести борьбу с перекупщиками. В театре надеются, что эта мера, если и не пресечет спекуляцию на билетах, то заметно сократит. Столь экстравагантная для мира Мельпомены мера объясняется тем, что в российском законодательстве нет статьи, наказывающей спекулянтов театральными билетами. По словам гендиректора Большого, ничего не оставалось, как прибегнуть к собственному способу.
Иксанов считает, что это если не приостановит спекуляцию полностью, то, во всяком случае, заметно сократит, а также «ликвидирует необоснованные упреки в адрес Большого театра за баснословные цены на билеты». Теперь все билеты перекупщики забрать не смогут, поэтому у желающих попасть в Большой театр сильно увеличатся шансы купить билеты по приемлемым ценам, без надбавок.
В пресс-службе театра не смогли ответить, будут ли в связи с нововведением предъявлены требования посредникам, а также ответить на ряд других вопросов. Зато там сообщили, что из окна очереди не видно – «наверно теперь очереди в кассы будут меньше» - сообщила сотрудница пресс-службы. Святые, простодушные люди, они не ведают, что творится за их стенами…
Пока же можно приобрести билет через сайт Большого на новую сцену. При такой покупке совсем не обязательно указывать паспортные данные. Так что пока перекупщики могут не мерзнуть в очередях на улицах, а спокойно приобретать билеты на сайте.
Кстати, кто не помнит – одно из первых дел недолгой эры «борьбы с нетрудовыми доходами» в Советском Союзе началось именно с разгона билетной мафии, тусующейся у Большого. Под раздачу попал и мой старый знакомый ещё по доармейской тусовке Лёша Гаттард. Ему удалось избежать реального срока, а по отбытию условного он отбыл в США, где преуспел в продюсерском бизнесе. Гаттард очень благодарен советским органам за их бдительность, здесь бы он в таком шоколаде, как там, не был…
Но вернёмся в день сегодняшний. Скандал по поводу реконструкции и цен на билеты в Большой разразился непосредственно перед торжественным гала-концертом 28 октября, который был приурочен к открытию театра после многолетней реконструкции исторической сцены ГАБТ. Тогда предметом активного обсуждения стало скандальное заявление народного артиста России Николая Цискаридзе о «вандальной» реконструкции, а в блогах и социальных сетях долго обсуждали невероятно высокие цены на билеты - от 90 000 до 2 млн рублей. Стоимость билетов подтверждал скриншот сайта ГАБТ.
Официальное опровержение заоблачных цен не заставило себя долго ждать - представители сайта тут же заявили, что баснословные цены «выросли» в результате «сбоя в системе», а билет в партер на самом деле стоил «всего» 50 000. Ситуацию не обделил вниманием даже сам президент Дмитрий Медведев, на своей страничке в Facebook он написал: «Билеты в Большой не будут по 2,5 млн рублей. Это чушь».
Пикантная деталь - в самом Большом театре уверяют, что билеты на гала-концерт были переданы в распоряжение администрации президента и на продажу вообще не выставлялись. Возникает вопрос – кто и где решил нажиться на прекрасном?..
А вот что рассказывают блоггеры о своем опыте приобретения билета. Сначала билеты на основную сцену не продавались в интернете, и кое-кому пришлось простоять в очереди почти 6 часов, чтобы купить билет. За это время стало очевидно, почему очередь не уменьшается, а билеты так трудно достать. «Присмотревшись поближе, замечаем, что очередь условно делится на две части, - пишет один из пользователей. - Первая стоит ближе всех ко входу - это мужики в рейтузах и вязаных шапках, на лицах которых культура ну никак не отпечаталась за все 30+ лет жизни. Перекупщики, понятно. Вторая часть очереди - нормальные покупатели».
К 14-00 очередь еле-еле продвигается. «Двери кассы открываются и закрываются, выходят счастливые покупатели билетов. Но! Это все одни и те же люди - рейтузники в шапках. Эти заядлые театралы стоят в очереди хороводом, друг за другом по несколько раз. Прошел очередь – и снова в нее за кем-то, кто стоит близко к входу. Этот кто-то потом повторяет трюк. И таких товарищей десятки", - рассказывает в своем ЖЖ очевидец этого дурдома.
«Ажиотаж в связи с открытием Большого театра вызвал повышенную спекулятивную активность. Мы, как официальное билетное агентство, тоже постоянно сталкиваемся с тем, что наши билеты перепродаются, поэтому полностью поддерживаем инициативу Большого театра», - говорит в интервью директор крупнейших билетных агентств «Партер.ру» и «Контрамарка.ру» Марина Ленсу.
Также она добавляет, что от Большого никаких новых требований не поступало, «билеты по-прежнему можно купить через наши сервисы без паспортных данных». По мнению Ленсу, продажа билетов по паспорту никак не может повлиять на ход продаж, в том числе и через интернет-ресурсы: «Для нас ничего не усложниться, точно так же у нас продавались билеты на международные соревнования. К тому же некоторые театры предпочитают продавать именные билеты. Театр Табакова, к примеру, выписывает билеты на главу семьи, поскольку поход в театр - зачастую семейное мероприятие».
Лично я плохо себе представляю, как будет выглядеть такой «театрально-паспортный» контроль. Хотя бы по времени, это же сколько минут будет уходить на оформление одного билета? И ещё, за сколько зрителю приходить до начала спектакля, за два часа, как на вылет в аэропорт? Не говоря уже об очереди, которая образуется у каждой билетёрши. Читал мнение театральных обозревателей, что билетную мафию можно победить усиленным полицейским контролем. Чушь полная, контролёры в погонах всегда рядом, только они давно на второй зарплате у этой мафии, которая была, есть и будет. Значит, идёт очередная кампания по борьбе с ветряными мельницами…
По поводу того, что нет соответствующей статьи о спекулянтах билетами, можно сразу возразит - зато есть действующий «Закон о торговле». В соответствии с ним, на любую торговую деятельность на территории РФ необходимо получать лицензию. Соответственно, каждый, кто занимается торговлей театральными билетами с рук, является нарушителем этого закона и подпадает под статью УК РФ №171 «Незаконное предпринимательство». Так что статью найти можно. Другое дело, что никто особо не занимается выявлением нарушителей такого рода.
И потом, было бы наивно рассчитывать, что билетные спекулянты не изобретут сто один способ обойти очередное препятствие, коль скоро сумели выживать и в советские времена, когда само слово «предпринимательство» было вне закона. Элементарно, остановив на улице студента или пенсионера словами «хочешь заработать», перекупщик договорится за небольшие комиссионные, чтобы тот по паспорту купил несчастные 2 билета и получил свои честно-заработанные 100 рублей. Проявив свойственную нашему российскому народу фантазию и смекалку, перекупщики найдут еще с десяток вариантов, как перехитрить дирекцию Большого театра.
А вот приличным людям совсем непонятно, что делать. В частности, что делать, если купивший «именные» билеты заболел, но не хочет, чтобы они, эти билеты пропали? Получается, что больше не сделать подарок в виде театральных билетов или передать их своим друзьям, когда вдруг по каким-то причинам поменялись планы.
А знаете, почему именно Большой первым поднял проблему спекулятивных цен на театральные билеты? Мне кажется потому, что там и с вполне официальной ценой не всё в порядке. Как вам такая стоимость билетов в партер:
«Дон Кихот» 8 000 – 10 000 руб.,
«Борис Годунов» 9 000 – 12 000 руб.,
«Щелкунчик» 12 000 – 15 000 руб.
«Спящая красавица» 14 000 – 17 000 руб.
Столько получает среднестатистический россиянин в месяц. Понятно, что ни он, ни его дети не пойдут за такие деньги в Большой театр НИКОГДА, и спекулянты здесь ни при чём…
Давайте определяться. Моё мнение – Большой театр для России практически тоже самое, что и ГАЗПРОМ, то есть, общенародное достояние. Исходя из этого, каждый россиянин должен иметь безусловное право побывать там внутри, а не только смотреть оперу «Борис Годунов» по телевизору в записи мохнатого 76-го года. Иначе, для кого восстанавливали лепнину потолков и мозаику пола, неужели только для Дерипаски?
Исходя их этого, государству стоит подумать, если не о дотациях, то об именных сертификатах на приобретение билета в ГАБТ, которые будут вручаться, например, вместе с первым паспортом.
Но и это лишь полумера в приобщении наших граждан к прекрасному. К великому сожалению, большинство провинциальных театров представляют собой достаточно убогое зрелище, касаемо постановочного и исполнительского мастерства, пример тому Архангельский драматический. Так уж повелось на Руси исстари – вся культура в Москве да в Питере. Как-то смотрел по «Культуре» интервью с Константином Райкиным, костромской телезритель интересовался, когда к ним привезут полную версию «Служанок», а не «адаптированный под периферию вариант». Узнав про количество населения Костромы, главреж «Сатирикона» с грустью констатировал, что никогда – затраты не отобьются.
Действительно, с советских времён мы не сталкивались с тем, что летом столичные театры приезжают на гастроли в какой-нибудь Муходрищевск на месяц, а то и больше – невыгодно. Поставить все театры на государственный кошт? Так и «Современник» с Ленкомом рухнут, артисты разбегутся с копеечных зарплат. Остаётся возродить прекрасную, но забытую форму «Театр на телеэкране». Но тут восстают руководители успешных театров, готовые разрешить съёмку только того, что за давностью снято с репертуара. Пока замкнутый круг получается…
Но можно посмотреть на ту же проблему с другой стороны. Во всём мире театральное искусство (не путать с мюзиклом!) является элитарным, особенно это касается репертуарных театров. Знаю, кто американские интеллектуалы из провинции (представьте, есть там и такие!) ездят за живительным глотком эмоций в Нью-Йорк по несколько раз в год. Таких совсем немного, но остальному народонаселению 300-милионной страны этого совсем не надо, вполне хватает кино и телевизора. Что тогда говорить о балете или опере, если их понимают и любят единицы.
Касаемо открытия Большого, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор. Спорить могу, больше половины зала пришло лишь за тем, чтобы увидеть, во что одета первая чета страны, а потом небрежно бросить в офисе – «вчера с Медведом и его второй сидел в одном зале». Неужели такой понт не стоит 2.5 миллионов? По-моему, так больше…
А вот почему Путина там не было, неужели не любит?
17 Ноя 2011, 19:55