На минувшей неделе в Таджикистане был оглашен приговор российскому летчику Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии Алексею Руденко - каждый получил по 8,5 года лишения свободы. Суд признал их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Самолет Ан-72 решением суда конфискован.
В пояснении к приговору, опубликованному в местной прессе, говорится, что судья назначил им по 10 лет и шесть месяцев колонии строгого режима каждому, но с учетом амнистии, которая действует в республике до 1 декабря, срок заключения им сократили на два года. Срок заключения исчисляется с 11 мая 2011 года.
Слушания завершились днями ранее - на них выступили гособвинители, защита и сами подсудимые. Последние своей вины не признали ни по одному пункту. Максимальное наказание, которое грозило фигурантам - 15 лет тюрьмы, прокуроры же требовали для них 13 лет.
Предыстория этого кошмара такова. Лётчики Садовничий и Руденко работали в российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd: командовали двумя самолетами Ан-72. Они перевозили гуманитарный груз в Афганистан по договору с правительством этой страны.
В марте этого года они возвращались из Афганистана и по дороге попросили посадки в таджикистанском аэропорту Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы. Однако в точке пересечения территории Таджикистана местные диспетчеры заявили, что разрешения на земле нет, и самолет должен вернуться в Кабул.
Афганский аэропорт не смог сразу принять российские суда, топлива на ожидание у машин не было, и тогда летчики приняли решение сесть в Курган-Тюбе. После приземления оба экипажа задержали, арестовали, лишь через два месяца им предъявили обвинения.
Летчики были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. Предметом контрабанды посчитали полуразобранный авиационный двигатель.
Адвокат россиянина Владимира Садовничего утверждает, что долгое время безуспешно пытался привлечь к происходящему внимание посольства РФ в Душанбе. Перед последним днём слушаний в российском МИДе заявили, что «внимательно следят за ходом процесса,  а теперь даже произносят гневные слова в адрес таджикской стороны.
В прошлый вторник, незадолго до оглашения вердикта, посольство России в Таджикистане заявило, что надеется на «гуманный приговор». Советник посольства Дмитрий Кабаев пояснил: «Российская сторона ожидает, что приговор будет объективным и гуманным, то есть оправдательным. Мы не желаем, чтобы в отношениях между нашими странами появился какой-либо раздражитель.
В ожидании приговора газета «Новые известия» напомнила о еще одном резонансном деле против россиянина, по которому недавно вынесли приговор за границей. Речь идет о предпринимателе Викторе Буте, которого в США присяжные сочли виновным в торговле оружием и заговоре с целью убийства американских граждан. Ему может грозить тюрьма сроком от 25 лет до пожизненного.
«Оба дела, а еще больше реакция российского государства на них, невольно заставляют задуматься о давней проблеме: отношении России к своим согражданам, попавшим в беду за рубежом», пишет издание. По крайней мере, что касается Бута, то российские власти дали немало оснований подозревать, что оправдание этого бизнесмена с туманным прошлым и, видимо, с большими связями, было им слишком выгодно, говорится в статье.
Нью-йоркский адвокат Владимир Ароновски утверждает, что позиция российского государства смогла сыграть определенную роль в судьбе Бута. «Речь идет не только о выборе хорошего адвоката. Присяжные учитывают положительные характеристики и рекомендации», - пояснил он.
Именно такая положительная характеристика оказалась у присяжных. В этом документе, подписанном несколькими депутатами Государственной думы, отмечалась роль Бута в освобождении россиян, захваченных талибами в 1995 году в Кандагаре.
Впрочем, с Бутом всё более-менее ясно. В том, что он имел самое непросредственное отношение к торговле оружием, лично у меня сомнений нет. Это же подтверждает, пусть и косвенно, его активное участие в «кандагарском процессе», там тоже не ананасы перевозили. И то, что поставляемое оружие предназначалось колумбийским наркобаронам – профессиональному торговцу наплевать, бизнес есть бизнес. Если же говорить о моральной стороне сделки, то, если нашему государству можно зарабатывать на вооружении сомнительных с точки зрения соблюдения прав человека режимов, типа ливийского или венесуэльского, то почему нельзя отдельным его гражданам? Если разбираться в деталях, то Буту просто не повезло, что его арест с самого начала не был серьёзно расценен российскими подельниками. Реальные попытки освободить его начали предприниматься слишком поздно,  да и то не на высшем уровне. Скорее всего, замазанные с российской стороны надеялись, что Бут будет молчать до конца, в этом они не прогадали. Потом был расчёт на то, что из-за оружейного барона средней руки никто не захочет портить российско-американские отношения. Здесь, видимо, просчитались, отношения и так постепенно портятся, но совсем по иным поводам…
Касательно дела летчиков в Таджикистане ряд экспертов полагали, что Владимир Садовничий стал заложником российско-таджикских отношений, ну, а Алексей Руденко просто оказался в ненужном месте в неудачное время. Скорее всего, их судьба и свобода станет козырной картой в бесконечном торге между Москвой и Душанбе. Например, в преддверии подписания намеченных на весну договоренностей по российской военной базе, объекту «Нурек» и российско-таджикскому экономическому партнерству.
В общем, всё вышло на политический уровень. Москва называет приговор Садовничему и Руденко «суровым и политически ангажированным». При этом российские власти обещают продолжить оказывать помощь своим соотечественникам. По мнению российских дипломатов, каких-либо убедительных доказательств вины подсудимых обвинение в Таджикистане не представило. Обвинительное заключение построено «по сути, на домыслах и необоснованных предположениях» (выдержка из официальной дипломатической ноты).
А вот ещё: «Таджикистанская сторона откровенно нарушает существующие международные нормы. …Данное решение не способствует укреплению сложившихся между нашими двумя странами отношений союзничества и стратегического партнерства, наносит им серьезный ущерб».
Так же российская сторона недоумевает по поводу судьбы своих задержанных самолётов Ан-72, стоящих отнюдь не две копейки. Похоже, к политическим играм таджикской стороны прибавилось элементарное жлобство. Ох уж мне это восточное нищебродие…
Вот что в этой истории напрягает прежде всего, С самого начала адвокат и работодатели летчиков безуспешно пытались привлечь к происходящему внимание посольства РФ в Душанбе. Представитель Rolkan investments Ltd. Валерий Пфефер рассказывает, что гендиректор компании полгода назад обратился в посольство РФ. «Он простоял у посольства трое суток и, не добившись приема, опустил жалобу в ящик для писем». В МИДе РФ с самого начала ситуацию с летчиками комментировать отказались. Отделались шаблонной фразой, что «держат руку на пульсе». По словам очевидцев, представитель посольства в суде действительно присутствовал. Однако вплоть до 6 октября судьбой Владимира Садовничего дипломаты не интересовались, да и на самом процессе участия с их стороны не чувствовалось.
Мне в этой связи вспоминается даже не кандагарская история, то же, кстати, не очень украсившая российскую сторону, а ещё более старая, из советских 80-х. Был расцвет гласности, по телевизору стали говорить то, о чём раньше помалкивали в ванной. И вот в новостях прошло сообщение, что в пакистанском лагере, где содержались наши пленные солдаты, захваченные во время исполнения «интернационального долга в Афганистане», поднято восстание. Сутки передавались сообщения о том, что идёт бой, кончилось тем, что восставшие узники были уничтожены. Я не помню, чтобы от нас уходили официальные ноты, их просто не успели составить. Тем более, никто не догадался организовать спасательную операцию, забросить в Пакистан десантный полк и раздолбать там всё по максимуму. Не из варварства, для науки на будущее, чтобы наших людей уважали. Так поступают американцы и израильтяне. Их уважают…
А теперь вспомните материалы, опубликованные на сайте WikiLeaks, где власти Таджикистана нелестно отзывались о российских чиновниках, силовиках и стране в целом. Так, согласно рассекреченным депешам американских дипломатов, в 2005 году президент Таджикистана Эмомали Рахмонов заявил, что российские генералы, бывшие советниками в Министерстве обороны Таджикистана, на самом деле действовали как мафия, сколачивая состояние на наркотиках. В их интересах было оставить бывшую советскую республику слабой в военно-техническом отношении, что позволяло бы им бесконечно вести свою игру. Глава государства дал такую оценку во время встречи с послом США в Душанбе Ричардом Хоугландом. Как следует из текстов, Рахмонов на этой встрече разоткровенничался, распалившись на теме заговора против него, который якобы хотел устроить Путин при помощи российских пограничников в Таджикистане и бывшего командира президентской гвардии Гаффора Мирзоева.
Конечно, наш премьер – парень непростой, с соответствующей подготовкой, чего сам не скрывает. Но устроить типично африканский дворцовый переворот на территории республики, входящей в СНГ, даже для него через чур. Скорее всего, этот Рахмон всё выдумал, примериваясь, как бы удобней лечь под американцев, вдруг больше дадут? После появления подобной информации российскому МИДу приличествовало бы потребовать объяснений, а заодно напомнить, кому действующая таджикская власть обязана миру в республике и собственным благополучием. Мы этого не сделали. Вот и получаем…
А еще экономика. В 2009 году перед приездом в Кремль президент Таджикистана открыто раскритиковал Россию за неумелую реализацию проектов в Таджикистане. В частности, он назвал «неудовлетворительным» выполнение большинства двусторонних соглашений по строительству трех ГЭС в Таджикистане, которые обязалась возвести РФ, а также дал низкую оценку деятельности ГАЗПРОМа по освоению таджикских месторождений.
Россия тогда была возмущена тем, что Таджикистан не вернул долг за электроэнергию, вырабатываемую Сангтудинской ГЭС-1, который перевалил за 30 млн долларов. Кроме того, Душанбе не спешит оплатить свою долю в станции (25% плюс одна акция). Недовольны в Москве и ситуацией с проектом Рогунской ГЭС. Россия рассчитывает получить ее в свои руки, а Таджикистан не хочет отдавать ей контрольный пакет. То есть, не в ножки кланяются за наше вспоможение, а ещё и недовольство высказывают, что мало даём. Прибавьте к этому, что уже два года, как русский язык в Таджикистане запретили использовать в официальных сферах, заодно отключив на территории республики трансляцию телеканала «РТР-Планета». Ну, и как вам такая «дружба»?
В соседней с нашей квартирой живёт бывший пограничник, в 90-х защищавший Таджикистан от вылазок моджахедов. Он очень невысокого мнения о моральных устоях местного населения вообще и их руководителей в частности, прямо называет их подленькими потребителями. Нет повода сомневаться в его словах, ведь в Таджикистане арестовали не просто лётчиков, но просивших о вынужденной посадке, терпящих бедствие. Что это, если не подлость?
И что тогда дружба между народами?..