Как всегда трудно, практически невозможно всерьез оппонировать Чубу.
"Не стану углубляться в историю противостояния вокруг собора" - объявляет он. Даже простое изложение фактов, это не его.
Его:
"Патриархийная урла вышла в кэш", "Подло, гнусно, по-шакальи. С кровью и вырванным вживую мясом", "мертвящее дыхание недозагнувшейся империи зла не заметить невозможно"...
Обратите внимание, этот стиль революционных митингов и газет сошел у нас нет еще в 50-е. Я мог бы сказать, что Чуб один из последних носителей "тоталитарной лексики" в России, если бы речь не шла о банальном - желании скрыть свою малокультурность за трескучими фразами.
При этом, как всегда, масса комических вещей. В качестве свидетеля обвинения, Чуб привлекает правнучку "графа С.С. Уварова, того самого создателя постылой русской триады".
Представил даму, называется. Дальше еще забавнее. "Наши предки в гробах перевернутся, если Собор окажется в руках РПЦ" - воспроизводит Олег слова Уваровой. Представить, как граф Уваров, создатель ненавистной Чубу триады "Самодержавие, Православие, народность", переворачивается в гробу, узнав, что русский храм возвращают Русской Православной Церкви - этот далеко за пределами моего воображения.
Еще одна цитата из Чуба: "Оберегая церковную свободу от посягательств извне, Никита Струве и близкие ему по духу люди". Поясню, плата взимаемая за посещение храма, не говоря о щедрых пожертвованиях российских бизнесменов, приносила, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона евро в год.
Не думаю, что Никита Струве имел к этим деньгам какое-то отношение. Сложнее с "близкими по духу". Я мог бы поверить, что они тратили эти средства на содержание собора. Но недавно кусок штукатурки рухнул рядом с поминальным столиком, по счастливой случайности группа посетителей Свято-Никольского собора за минуту до этого покинула место падения. "Все было покрыто, как после бомбежки, кусками штукатурки и пылью, не говоря уже о том, что на упавшем куске была красивая фресковая роспись", - рассказывает очевидец.
***
Углублюсь в историю противостояния.
В 1865 году в Ницце скончался от заболевания спинного мозга наследник цесаревич Николай Александрович (сын Александра II). В память об этом событии были построены сначала церковь, а в 1896 году вдовствующая императрица Мария Феодоровна, поддержала инициативу своего духовника священника Сергия Любимова о постройке нового русского храма в Ницце. Первый камень был заложен 12 апреля 1903 года - в день кончины цесаревича Николая. В 1908 году, когда работы приостановились из-за недостатка средств, необходимая сумма была пожертвована императором Николаем II.
Вплоть до 1917-го года храм был собственностью Российской империи, правопреемницей которой является Российская Федерация.
Поэтому, когда председатель Второй палаты Суда высшей инстанции Ниццы Лионель Ляфон объявил, что "Российская Федерация является единственным собственником земли, собора, а также всего имущества собора" - это не для кого не стало сюрпризом. Я понимаю чувства Олега, бросающего гневные взгляды в сторону французской юстиции. Очевидно, ему кажется, что она продажна, труслива, отравлена "мертвящим дыханием недозагнувшейся
империи зла".
Может быть. Ему виднее, но факт остается фактом. Душераздирающие обвинения Олега не имеют под собой никакой юридической базы.
***
Имеют ли они под собой моральные основания? Те, кто пытается выдать передачу собора, как столкновение старой благородной русской эмиграции и плюгавых, коррупмированных кремлядей и их наймитов в рясах - скажем деликатно, не вполне верно информируют общественность. Вот история одной из этих эмигранток - одной из старейших прихожанок Свято-Никольского храма в Ницце - Лидии Федоровны Плас. В газете «Русская мысль», она выступила в защиту русских православных традиций собора. Если проще, Лидия Федоровна полагала, что храм, построенный на средства чад Русской Православной Церкви, для членов Русской Православной Церкви, должен принадлежать Русской Православной Церкви.
Поясню, вплоть до последнего времени церковь, что называется "временно" находилась в ведении Константинопольской Патриархии. И это устраивало далеко не всех прихожан русского собора. Они не скандалили, избави Бог, просто делились сомнениями. Что было воспринято Константинопольской Патриархией, как исключительная наглость, отлучающая этих русских от Бога. Весной 2008 года указом архиепископа Команского Гавриила (Константинопольский патриархат) Л.Ф.Плас была отлучена от причащения Святых Таин на неопределенный
срок.
Лидия Федоровна неоднократно обращалась к архиепископу Гавриилу с просьбой снять с нее тяготившее ее отлучение. С публичными призывами отменить это несправедливое прещение выступали и другие члены русской православной общины Франции, однако их обращения остались без ответа. Последнее время Лидия Федоровна жаловалась на сердечное недомогание и душевную усталость. Потом умерла. Так и не причастившись.
***
Была ли она единственной русской эмигранткой во Франции, исповедовавшей мнение, что храм должен быть передан Русской Церкви? Нет, разумеется, нет. Например, газета "Русская мысль", бесконечно далекая от симпатий к тов.Путину, одназначно высказалась за передачу собора России. Как поясняет главный редактор этой газеты - Виктор Лупан: "Истерия, вокруг храма в Ницце – это, своего рода, отголосок "холодной войны", которая все еще живет в сердцах людей".
Среди противников передачи собора России, - по словам Виктора Лупана, - есть и бывшие коммунисты, и так называемые «красные князья», отказавшиеся от титула в советские времена, а на стороне Российской Федерации, наоборот, некоторые бывшие советские политзаключенные и выходцы из знатнейших дворянских родов».
Как полагает главный редактор "Русской мысли", та часть православной общины Ниццы, которая судилась с Россией, сильно политизировала этот вопрос. Бывший посол и нынешний министр культуры Александр Авдеев в свое время предлагал им найти компромисс, но те не согласились. «Когда началась полемика в местной прессе, например в газете Nice matin, она носила ярко выраженный русофобский характер, – продолжает Лупан. – Многие русские эмигранты были этим шокированы. Но эта полемика принесла обратный результат. Общественность Ниццы, изначально поддерживавшая противников передачи, поняла, что настоятель храма вовсе не представляет всех прихожан».
***
Пять лет российский МИД пытался найти общий язык с руководством прихода Свято-Никольского собора. Предлагались самые разные варианты, в ответ звучало: "Увидимся в суде". Лишь после этого было принято решение о передаче права аренды храма Русской Православной Церкви. Почему ей, а
не марроканским мусульманам или французским геям, я не знаю. Очевидно, сказывается наша генетическая неполноценность.
Пытаясь компенсировать ее, Леня Зильберг предложил создать в храме музей русской эмиграции. Меня, по-своему, радует эта ситуация. Еще недавно наши храмы охотно использовали под склады и гаражи. Но растет культурный уровнь, и это хорошо. Думаю еще лет двадцать, и Лене придет в голову совершенно потрясающая по своей пародоксальности мысль, что христианские храмы есть смысл использовать в качестве христианских храмов.
В заключение, несколько слов о новом настоятеле храма отце Николае Озолине. Он сын известного богослова, профессора Парижской Свято-Сергиевой богословской академии протоиерея Николая Озолина. Вырос во Франции, а в начале 90-х, один из немногих эмигрантов решил вернуться на родину, помочь ей в трудное время. Стал священником, служил на одном из островов Онежского озера. Место которое можно было бы назвать страшной глушью, если бы летом туда не приезжало много туристов со всего мира. Дело в том, что этот остров называется Кижи. Мы несколько раз общались. Отец Николай просто чудесный человек - прекраснодушный, добрый, немного наивный и довольно веселый. В общем типичный представитель "партриархийной урлы".
Мне очень жаль, что Лидия Федоровна Плас не дожила до того дня, когда отец Николай стал священником в ее храме.