В Тунисе состоялись первые демократические выборы, собственно, ради них всё начиналось. На родине «арабской весны» избирали тех, кто войдет в Национальный учредительный совет. Больше всех голосов набрала партия «Ан-Нахда». Чаще всего эту партию называют «исламистской», но с приставкой «умеренная». Её лидер, 70-летний Рашид Ганнуши, с самого начала обещал своим сторонникам «львиную долю» мест в учредительной ассамблее. Новый орган власти избирается на один год и должен подготовить условия для «перехода Туниса к демократии». А именно, разработать новую конституцию и избрать временного президента, который, в свою очередь, назначит главу переходного правительства. Этот кабинет будет управлять страной в течение года, после чего в Тунисе должны пройти всеобщие выборы - и президентские, и парламентские, и муниципальные.
В итоге поборники цивилизованного ислама получили 15 мандатов из 39 в пяти избирательных округах страны. За ними идёт партия «Конгресс за Республику», или «республиканцы», которой досталось шесть мандатов. Это партия придерживается левых взглядов. Замыкает тройку лидеров партия «Петиция за справедливость и развитие». Ей досталось пять мандатов. Провалом закончилась кампания для либералов, которым политологи ранее пророчили второе место.
Всего на выборы пошли 86 партий. Кроме них, избираться в учредительный совет пожелали 655 независимых кандидатов. В результате на 217 мест в ассамблее претендовали 11686 человек. Выборы начались в семь часов утра 23 октября. По итогам дня явка составила рекордные для страны 90 процентов. Что называется, изголодались по свободному волеизъявлению. Вам это разве не напоминает Россию конца 80-х – начала 90-х?
Победившая партия «Ан-Нахда» – это единственная партия Туниса, которая не ориентирована на секулярные ценности. Однако ее лидеры и активисты не очень любят заострять внимание на религиозной части своей идеологии. Охотнее они говорят об идейной близости с турецкой Партией справедливости и развития премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана.
В упрощенном виде программа «Ан-Нахди» предусматривает построение демократического общества с открытой и либеральной рыночной экономикой, но при сохранении традиционных исламских ценностей. Такая модель в Турции работает вполне эффективно, что косвенно подтверждается тем, что народ уже несколько раз поддерживал партию Эрдогана на парламентских выборах. Ну, а постоянные разговоры турецкого премьера о прелестях шариата и главенстве исламской веры над светскими законами многими расцениваются, как борьбу по «гамбургскому счёту» между Реджепом и иранским Ахмадинеджадом.
Вместе с тем партия «Ан-Нахда» в её сегодняшнем состоянии настолько умеренного толка, что ни одна из ее религиозных активисток не носит традиционного исламского платка. Лидеры партии также заявляют, что не требуют ни законов шариата, ни введения запрета на продажу алкоголя. Кроме того, они выступают за полное соблюдение гражданских прав людей и парламентскую («демократическую») форму правления.
По мнению западной прессы, «Ан-Нахда» набрала больше всего голосов на выборах из-за того, что, во-первых, Тунис «является страной, глубоко вросшей как в ислам, так и в свою историю». Во-вторых, победившая партия больше других страдала от репрессий за 23 года правления Зин аль-Абеддин бен Али, свергнутого в январе, и действовала в условиях подполья. Лидеры и активисты этой партии сидели в тюрьмах, даже если не были преступниками.
Однако не все избиратели поверили тому, что «Ан-Нахда» не будет пытаться свести к минимуму светский характер конституции. Поэтому партии, придерживающиеся секулярных взглядов, также получили немало голосов. В результате сложилась ситуация, в которой ни одно из политических объединений не получило больше половины мест. Правда, этого не произошло бы и потому, что система голосования придумана так, что ни одна из партий не может получить конституционного большинства.
Дело в том, что нынешние временные руководители страны, после свержения режима бен Али, слишком опасались монополизации власти. Поэтому они сделали все возможное, что бы уровнять желающих попасть в переходный орган, которым является Национальный учредительный совет. Действительно, есть соблазн, что те, кто свергал диктатора, в глубине души мечтает обрести такую же полноту власти (а, соответственно, и богатство), как ими же свергнутый. Ибо слаб человек, под каким бы флагом он не выступал – под зелёным исламским или под красным большевистским…
Прошедшие в Тунисе выборы - это только первый шаг в создании нового государственного аппарата. С помощью выбранного учредительного совета будет сделан второй шаг - избрание президента и премьера сроком на один год. Третий шаг – написание и принятие конституции. Четвертый – проведение парламентских и президентских выборов в соответствии с новым Основным законом. Как считает большинство наблюдателей, подобная многоступенчатая процедура не даст возможности какой-либо одной партии (или даже их объединению) снова узурпировать власть, написав конституцию и законы «под себя».
То есть, у «Ан-Нахды» не другого выхода, как искать точки соприкосновения ещё с кем-то из победителей, иначе не учредительный совет получится, а базар в Магадише. Проще всего это будет сделать с ПДП, которую возглавляет 70-летний Мустафа Бен Джафар. Бывший врач-педиатр и профсоюзный лидер заранее заявлял о готовности заключить альянс с исламистами, за что оппоненты обвиняют его в соглашательстве, в отступлении от партийных принципов и желании пойти на все ради избрания временным президентом. В отличие от бен Джаафара руководитель республиканцев 67-летний Ахмед Неджиб Шебби категорически против коалиции с «мусульманскими радикалами». Он обещает сохранить принципы светского государства: не ограничивать права женщин, не запрещать алкоголь, не вводить обязательный исламский дресс-код.
Многие наблюдатели недоверчиво качают головой, слушая заверения «Ан-Нахды» в том, что её ислам совсем не такой жёсткий, как в Саудовской Аравии, или страшный, как в Афганистане (забивание камнями, отрезание носов и пр.).  Её лидер Ганнуши, который 11 лет жизни провел в тюрьме, а 20 - в эмиграции в Великобритании, обещает ориентироваться не на иранскую, а на турецкую модель. То есть он намерен строить современное исламское общество, взяв за образец Партию справедливости и развития премьер-министра Турции Эрдогана.
Однако, как поведут себя тунисские исламисты, оказавшись у власти (самостоятельно или в составе коалиционного правительства), мир узнает уже скоро. И вновь, как было с волной арабских революций, начало которым положил именно Тунис, пример этой небольшой страны может оказаться заразительным.
Западные лидеры больше всего опасаются «исламского прорыва» на предстоящих выборах в Египте - они пройдут 28 ноября. В отличие от Туниса эта страна играет ключевую роль в арабском мире. После свержения президента Хосни Мубарака у власти в Каире остаются военные, которые пока проводят в целом предсказуемую и ответственную внешнюю политику. Но если им на смену придут исламские радикалы, под угрозой окажется египетско-израильский мирный договор и стабильность всего региона. На очереди выборы в Ливии, где победившая оппозиция во весь голос заговорила о жизни по шариату. Впрочем, и при полковнике Каддафи исламская религия мирно соседствовала с принципами «зелёного социализма», всё работало на имидж и поддержание власти диктатора. Посему есть опасение, что новый ливийский ислам будет гораздо жёстче и беспощаднее предыдущего. Иначе, какой смысл его так громко декларировать?
То, что на первых тунисских демократических выборах победили исламисты, в этом для меня нет ничего удивительного.
Во-первых, эти ребята самые организованные, именно они были главными зачинщиками и участниками массовых беспорядков, которые в итоге привели к свержению культа «несменяемого» бен Али. Думаю, именно из-за них так затянули с оглашением результатов, просчитывая возможную реакцию на цифры. Ну, а сторонники либеральных реформ по определению люди ленивые, созерцательные с низкой планкой гражданской ответственности. Такие на выборы ходят от случая к случаю, по себе сужу.
Во-вторых, многое зависит от внешней реакции и поддержки. Отказ западных демократий поддержать светские авторитарные режимы в исламском мире немедленно приводит к резкому росту популярности исламистских партий и движений, которые из «гонимых» политических аутсайдеров в короткий срок превращаются в лидеров общественного мнения, в ведущую политическую силу страны.
В-третьих, сторонники исключительно светского пути развития остаются либо в меньшинстве, либо, не сумев преодолеть раздробленность между партиями светской ориентации, уступают лидерство более организованным, сплоченным и энергичным исламистам. У них, в отличие от религиозников, нет такой точки соприкосновения, как Коран.
Так что же ожидать от Туниса в перспективе? А как пойдёт. Например, если в связи со всеми событиями рынок туризма провалится ещё глубже и не восстановится до начала следующего сезона, экономика страны ещё больше просядет, и народ будет искать мотивацию к ухудшению условий жизни. Самая простая – религиозная, типа «ислам душат христиане и иудеи, правоверного мусульманина суры из Корана кормят», ну и прочий бред в том же духе. В этом случае Карфаген ещё больше разрушится. И уже без посторонней помощи…
Ещё на «Ан-Нахду» будет работать память о бен Али. Народ, десятилетиями живший под информационным прессом почитания и возвеличивания диктатора, будет ощущать некий духовный вакуум, который заполнит любовь к пророку Муххамеду. И это одна из причин, почему восточные диктаторы часто выбирают именно светский путь для своей страны. Они просто не хотят не с кем делиться любовью народной, большевики, разрушая храмы, поступали точно так же.
То немногое, что может спасти тунисцев от скатывания в дремучее Средневековье, это их многолетнее наблюдение за бытом европейских туристов. Уж не знаю, кому добровольно захочется, насмотревшись на чужих женщин в бикини, закутать своих в никаб, или окончательно пересесть с «Судзуки» на траченного молью верблюда.
Помню, ехали как-то мы из отеля в Суссе на экскурсию в Сахару. Проезжая через престижный район столицы Тунис, гид с нескрываемой завистью в голосе рассказывал, что в этих белоснежных коттеджах проживают «очень состоятельные люди», зарабатывающие «вы не поверите, до 800 долларов в месяц, а то и больше». «Русский» автобус так и грохнул взрывом гомерического хохота. Из нас богатым себя никто не считал, такие больше на Бали и Мальдивах, а вот зарабатывали все значительно больше. Гид замолчал и призадумался, наверное, кое-что понял.
Теперь дело за остальными тунисцами…