Уважаемый Дмитрий Александрович!


Очень хорошо, верно и своевременно решили Вы бороться с пьянством. Поверьте, о том, что там творится, сам знаю не понаслышке – моя жена из этого района, так что наслышался я уже порядочно и о спившихся, и о покончивших с собой…
Но только вот, если честно, насчет успешности этого начинания у меня очень большие сомнения. Основными пунктами программы, если не ошибаюсь, являются ограничение продажи суррогатов и трудоустройство пьющего населения?
Думается мне, опять мы путаем причину со следствием. Можно и работу алкоголикам приискать, можно и «палёнку» из сельмагов изъять, и спорт пропагандировать. Но пьют-то ведь и спиваются не потому, что водка плоха. И не отсутствие работы главная причина пьянства.
Мне раньше казалось, что пьянство во многом предопределено бедностью, безденежьем. Вы знаете, совсем недавно мне довелось работать в бригаде монтажников на одной из строек Сыктывкара. Монтаж ведет питерская фирма, которая, кстати сказать, своим рабочим очень даже неплохо платит – по «полтиннику» в месяц выходит. Плюс – командировочные. Но разговорился я накануне выходных с одним из ребят – так вот пожаловался он: нечего делать в воскресенье. – Ну, в самом деле, - возмущался он, - в вашем городе я никого не знаю, пойти некуда – чем заняться? И остается одно: пить.
И пьют. Потому что ничем другим наполнить досуг не умеют. Потому что смысла в саморазвитии, самообразовании никакого не видят. Ну как я ему объясню, что в собственный выходной я могу полдня просидеть с книгой, что можно просто пройтись по городу, где под ногами шуршат осенние листья?..
Проблема пьянства – проблема культурологическая, проблема философская, если хотите. Даже Церковь тут бессильна – и пьют, и каются, и каются, и пьют.
Потому что необходимо наполнить жизнь смыслом. Потому что необходимо убедить человека в его ценности, пробудить самоуважение в нем. Чтобы поверил он, что нужен кому-то, что быдлом и скотиной его не считают. И запретительные меры тут не помогут – как раз наоборот. Запрещают тем, кто сам не в состоянии понять, что можно, а что – нет. Именно скотину запирают в стойло.
Есть, конечно, еще эффективный способ. И по нему уже пошли многие наши работодатели. Посмотрите, какой рабочий день предлагают сегодня тем, кто ищет работу – десять, двенадцать часов! А моей жене предложили работу с 8-и до 23-х! За 11 тысяч в месяц… Что же: при таком режиме у рабов действительно не будет на выпивку ни денег, ни, собственно, времени. Но это, как я понимаю, не Ваш вариант?
Тогда надо искать другое. И наконец, начать уже решать проблему комплексно, вместе с культурологами и социологами, не надеясь на то, что результаты будут скорыми. Десятилетиями это насаждалось и десятки лет придется потратить на то, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.
Вот такие соображения.


С уважением, Олег Кублицкий.