«Валентина Матвиенко обещает внести законопроект, который позволит сенаторам занимать места в Совете Федерации пожизненно», — радует нас «Газета.Ру».
Удивительно ли будет, если такой закон пройдет?
Ничуть.
Недавняя рокировка внутри тандема открыла широкие возможности для нынешней властной элиты законсервировать себя и свой статус на много лет вперед.
Очевидно, что Владимир Путин собирается править пожизненно. Причем не из-за кулис, не опосредованно, а лично и непосредственно, занимая первый пост в государстве. Весной 2012 года он, даже не нарушая законов, получает возможность править еще 12 лет. Надо ли говорить, что за эти 12 лет законы можно менять как угодно? Уже сейчас для многих наших молодых сограждан (рожденных после 1989 года, условно говоря) Путин — единственный руководитель страны, которого они вообще могут вспомнить. Через 10 лет это будет самое активное поколение, и при сохранении нынешних тенденций им, возможно, даже и не покажется странным, что дедушка Путин всегда был и всегда будет, — почему нет?
Таким образом, высший слой властной элиты получает гарантии сохранять свою власть также пожизненно: Путин своих не сдает, и весь опыт его правления показывает, что он не склонен менять свой ближний круг, что бы ни происходило. С возрастом любые свойства характера обостряются, так что, несомненно, 70-летнему Путину будет комфортно в обществе своих ровесников и соратников.
Но чтобы править пожизненно, Путину необходима поддержка и согласие широкого слоя правящей элиты, а это несколько тысяч человек. Видя, что вождь собирается править пожизненно, они вполне вправе требовать и для себя пожизненного сохранения привилегий, — почему нет?
В этом смысле предложения госпожи Матвиенко более чем своевременны. Зачем уважаемым господам сенаторам унижать свое достоинство на нелепых выборах, тем более если результат выборов заранее предрешен? С годами им будет все сложнее этим заниматься — никто не молодеет. Поэтому проще свести всю процедуру к слегка закамуфлированному переназначению.
Между прочим, и место в Государственной думе легко становится пожизненной привилегией — если говорить о той части списка правящей партии, которая в любом случае оказывается проходной, то пребывание в ней равносильно назначению на пост депутата. Со всеми вытекающими.
С губернаторами все еще проще: даже в условиях выборов люди умудрялись избираться три раза подряд, изящно обходя запреты. В условиях же фактического назначения губернаторов ничего не мешает какому-либо лицу, близкому к высшей власти, занимать этот пост неограниченное время. Ну как минимум до обильной губернаторской пенсии (и перехода в Совет Федерации, где созданы все условия, чтоб до последнего вздоха человек оставался в почете и богатстве).
Таким образом, мы стоим на пороге колоссальной консервации всего общества. Социальные лифты не просто остановятся, они будут попросту демонтированы: у правящей элиты есть не только доступ к самой передовой медицине, которая позволит им править еще пару десятилетий минимум, но и дети, которым они, несомненно, и попытаются передать и власть, и имущество, и привилегии. То есть на место впавшего в маразм депутата, сенатора или губернатора будет садиться его сын или сын какого-то другого влиятельного человека, и эта музыка будет вечной.
Картина мрачная, но вот слово «вечность» тут явно лишнее.
Ничто не вечно под луной, и тем более человек.
Большинство попыток пожизненного правления в наше время заканчивается крахом режима. В самом успешном варианте власть теряют наследники.
Самое грустное во всем этом (ну кроме перспективы многолетнего застоя) — это неизбежность краха страны.
Войдя в режим пожизненной диктатуры, государство не сможет выйти из него без потерь: несменяемость верховной власти и консервация правящей элиты ведут к отмиранию любых форм самоуправления, к всеобщей безответственности и безынициативности на всех уровнях, к дряхлению всех структур общества.
Мы все должны понимать, что уход Путина с политической сцены будет сопряжен с исчезновением России в ее нынешнем виде. Нравится это нам или нет, но Путин уже перешел Рубикон.

Федор Крашенинников

Источник: "Эхо Москвы"