В воскресенье в Берлине состоялись выборы в местный парламент. На этих выборах в парламент прошла Пиратская партия. И не просто прошла, а получила сенсационные 8,9% голосов. Это первая крупная победа пиратов в европейской политике. Главные побежденные — зеленые

Пиратская партия, созданная в 2006 году в Швеции и в том же году зарегистрированная и в Германии, получила на выборах в берлинский парламент почти 9% голосов. Проходной балл в Германии — 5%, но сами пираты не рассчитывали набрать и столько. По итогам выборов они получат в берлинском парламенте 15 из 149 мест. Получили бы и больше, но не могут: в их избирательном списке было всего 15 человек, а дополнять список не позволяет закон. Места в списке разыгрывали между собой в лотерею. Большинство кандидатов (уже депутатов) моложе 35: несколько программистов, историк, математик, мелкий предприниматель, студенты, педагог, юрист. Никто из них не занимается политикой профессионально и никто не считает себя общественным деятелем. Не считали пиратов общественной силой и традиционные партии. Все — от зеленых до либералов — изощрялись в сарказмах. В результате пираты отобрали голоса именно у зеленых, а либералы, которые входят в правящую коалицию на федеральном уровне, не получили и двух процентов и пролетели как фанера над Берлином.

Говорят, что европейский избиратель устал от политики и не знает, за кого голосовать. В известном смысле его положение похоже на положение избирателя российского: за кого ни голосуй — одна хрень. С той лишь разницей, что за российского избирателя все решили «кукловоды», а за европейского — исторический процесс. В постидеологическом обществе все политические силы стали похожи друг на друга до невозможности. Если консерваторы чем-то существенно и отличаются от социал-демократов или тех же зеленых, так это стилем: выбором выражений, сорочек и галстуков. Остальное — частности. Оживляет картину только приток новой крови, но это большая редкость. В Германии за последние лет тридцать политическая система обновлялась дважды. Первый раз в 80-е годы, когда возникла партия зеленых и когда она стала проходить на выборах в местные парламенты. Во второй раз, когда бывшие коммунисты из ГДР преобразовались в общегерманских левых. За последние 10-15 лет зеленые стали унылым мейнстримом, а левые — не менее унылыми вечными маргиналами, собирающими свои стабильные протестные голоса.

И вот пришли пираты. Пиратов принято высмеивать за отсутствие программы и отчетливых позиций по «широкому кругу вопросов». Все так, зато у них есть ответы по узкому кругу тем, который не хотят или не умеют затрагивать все остальные партии. Во-первых, конечно, это свобода распространения информации и коренная реформа авторского права и законов об интеллектуальной собственности: партия и зарегистрированный в Швеции поисковик торрентов Pirate Bay родственного происхождения. Вторая не менее важная тема — наркотики. Пираты выступают против репрессивной наркополитики: за легализацию слабых наркотиков, медицинскую помощь наркоманам, декриминализацию наркоторговли и уменьшение наносимого наркотиками ущерба за счет защиты потребителей от некачественного продукта и непотребителей от навязчивого «маркетинга». Третье — целый блок вопросов, связанный с гражданскими правами и защитой персональной информации в эпоху цифровых технологий и массовой миграции: от ограничений на использование камер видеонаблюдения до избирательного права для иностранцев, постоянно проживающих в стране. Все это, может быть, и не тянет на полновесную политическую программу, зато составляет вполне себе последовательную идеологию. И вот теперь пятнадцати пиратам, избранным в берлинский парламент, предстоит доказать, что они умеют не только сочинять остроумные предвыборные лозунги и рисовать прикольные плакаты, но и влиять на политическую повестку дня. Тридцать лет назад ровно те же задачи стояли перед зелеными, а отказ от ядерной энергетики и заместительная терапия в лечении наркоманов казались такой же научной фантастикой, как сейчас — легализация наркотиков, свободный от контроля интернет и всеобщий бесплатный доступ к информации. В любом случае, большим партиям, и прежде всего зеленым, если они не хотят терять молодых и недовольных истеблишментом избирателей, придется заимствовать у пиратов эти темы. Ну а дальше будет как всегда: из разговоров в тусовке через местные выборы они попадают в федеральную политику ФРГ, а оттуда постепенно переезжают в мировой мейнстрим. Германия — страна большая и влиятельная, хоть и не самая зажигательная. Хотя, судя по тому, что там выбирают пиратов, там на самом деле не так уж и скучно.

www.snob.ru