Радушие, с которым нынешняя российская власть относится к отмороженным режимам, странам-изгоям и просто отдельным диктаторам, не наигранное. Увы, оно подлинное. Это не специальная игра, чтобы позлить Запад и набрать очки для роли плохого парня, чтобы потом было чем торговать. Конечно, такие намерения тоже присутствуют, но они не главные. Главное - родство душ, совпадение замыслов и полное взаимопонимание. Такое взаимопонимание, которого у Кремля нет и не может быть ни с какими демократиями.
Сигналы, подаваемые Кремлем одиозным режимам, недвусмысленны и понятны. С какой теплотой отзываются первые лица государства о тиранах, ненавидимых в своих странах, и презираемых во всем мире! Как любили они Саддама Хусейна, как обхаживали Муамара Каддафи, как сочувствовали Хосни Мубараку! Сегодня они открыто выражают свою поддержку северокорейскому диктатору Ким Чен Иру, братьям Кастро на Кубе и Башару Асаду в Сирии.
9 сентября Дмитрий Медведев поздравил Ким Чен Ира с 63-й годовщиной создания КНДР, уверив его, что с теплотой вспоминает их недавнюю встречу в Улан-Удэ, и пожелал диктатору здоровья и благополучия. В июне этого года, поздравляя Рауля Кастро с 80-летием, Медведев сказал ему то, что тот больше всего хотел услышать: "Вся Ваша жизнь - образец служения Родине и народу. Вы встречаете эту знаменательную дату как признанный национальный лидер". Через пару месяцев, поздравляя его брата Фиделя с 85-летием, Медведев утешал диктатора на пенсии: "...Вы и сегодня остаетесь легендарным команданте и национальным лидером для новых поколений кубинцев". Никто не тянул Медведева за язык рассыпаться в комплиментах перед диктаторами. Положение вовсе не обязывает его к этому. Протокольное поздравление может быть выдержано совершенно в иных тонах, а с днем рождения оно и вовсе не обязательно. Нет, Медведев тает перед диктаторами не по должности, а по зову сердца.
С Башаром Асадом все сложнее. Как ни мил Кремлю сирийский диктатор, а приходится думать и о его возможной замене, как принято с весны нынешнего года на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Поэтому признания в любви и протекция в ООН перемежаются с осторожными замечаниями о необходимости быть посговорчивее с народом. Очень не хочется, чтобы получилось как с Ливией, где Россия упорно поддерживала Каддафи, пока не поняла, что окончательно пролетела со всеми своими интересами, игнорируя реальность, в которой повстанцы при поддержке НАТО оказались сильнее диктатора.
Унаследовав от Советского Союза деструктивную роль в международной политике, Кремль и сегодня мечтает сделать Россию цементирующим началом нового антизападного альянса. Пытаясь вернуть утраченные позиции, российская тандемократия не оставляет попыток собрать прежде всего бывшие советские республики в какую-нибудь управляемую из Москвы структуру - СНГ, Таможенный союз, ОДКБ. Никакие реальные проблемы в этих структурах решить не удается, что наглядно продемонстрировал состоявшийся на прошлой неделе саммит СНГ в Душанбе. Узбекистан и Таджикистан не в состоянии уладить конфликт из-за отбора воды в Амударье, Азербайджан и Армения - из-за Нагорного Карабаха, Россия и Украина - из-за цены на российский газ. Однако у Москвы есть убийственный козырь - гарантии стабильности для тех стран, в которых власть узурпирована, а не избрана на демократических выборах. И если страны Балтии, Грузию и Молдавию этим уже не заинтересовать, а Украина и Армения в сомнениях, то руководители Белоруссии, Азербайджана и стран Центральной Азии отдадут за этот козырь все свое национальное достояние.
Международные силы по поддержанию авторитарного порядка, по защите тирании от "оранжевых" революций - что может звучать прекраснее для слуха диктаторов, шарахающихся от демократических выборов и западных наблюдателей как черт от ладана!
На саммите в Душанбе президент Медведев и подлил масла в огонь, рассказав коллегам о своем возмущении заезжими наблюдателями из ОБСЕ. Коллеги его поняли с полуслова - у них те же проблемы. У отмороженных режимов для союза есть один, но мощный стимул - коллективная безопасность и защита от демократической оппозиции и "растлевающего" влияния Запада. Ради этого они готовы пожертвовать многим.
Разумеется, десяток немощных государств, собравшись вместе, не создадут экономически успешный союз. Даже очень большой коллектив нищих никогда не станет маленьким клубом миллионеров. Но для режимов, подобных белорусскому или туркменскому, уж не говоря о северокорейском или кубинском, благосостояние народа и экономическое процветание страны стоят далеко не на первом месте. Позицию эту очень красочно и с трогательной непосредственностью выразил президент Белоруссии Александр Лукашенко. В поисках кредита до 8 миллиардов долларов он обратился в МВФ и был страшно возмущен их условиями: "Они - экономисты, финансисты - знаете, до чего дошли? Они уже требуют освободить политзаключенных". Просто крик души простодушного диктатора!
Их идеал - китайская модель: репрессивный режим, государственная идеология, нищий народ и богатое государство. К этому идеалу они, очевидно, и будут стремиться, объединяя, насколько это возможно, все свои усилия. Контуры будущего альянса еще четко не определены, но тенденция очевидна.
Александр Подрабинек
Источник: Грани